В этом году Премию Шведского государственного банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля, которую также неофициально имеют Нобелевской премией по экономикеПремия была основана банком Швеции в 1968 году по случаю его 300-летия и впервые была присуждена в 1969 году. Поскольку премия по экономике изначально не входила в завещание Нобеля, она является неофициально Нобелевской премией, но присуждается на тех же условиях. получили Пол Милгром и Роберт Уилсон «за усовершенствования в теории аукционов и изобретения новых форматов аукционов». Поскольку каждое вручение премии — это очередное смещение взглядов науки и переоценка известного, вспомнили и разобрались, за что присуждались награды по экономике в течение предыдущих пяти лет.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Лауреаты Нобелевской премии по экономике 2020 — Пол Милгром и Роберт Уислон
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/197/image/base_fa586819f7.jpg)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
2015 — Ангус Дитон, премия «за анализ проблем потребления, бедности и социального обеспечения»
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/189/image/base_9279fe683e.jpg)
Главный вклад Ангуса Дитона в экономическую науку заключается в том, что благодаря работам академика его коллеги-экономисты, измеряя доход, сместили свой взгляд на более широкие показатели благосостояния. Большая часть исследований Дитона была сосредоточена на потреблении — измерении количества продуктов, которые едят люди, состояния их жилищ и услуг, которые они потребляют. Дитон стал первопроходцем в переключении внимания экономистов с такого показателя экономики, как валовой внутренний продукт, на анализ отдельных домохозяйств.
Вручение Нобелевской премии Дитону стало своего рода открытым признанием все более эмпирического характера современных экономических исследований. Несмотря на всю мощь, которую дает современная статистика, Дитон убедительно доказал, что она не является ни панацеей, ни заменой экономической теории: если вы хотите знать, работает ли что-то, вы должны просто проверить это, предпочтительно с помощью рандомизированного контрольного испытания. Метод тщательного анализа данных обследований домашних хозяйств Дитона преобразовал четыре большие области экономической науки: микроэкономику, эконометрику, макроэкономику и экономику развития.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/192/image/base_c8a23cb91b.jpg)
Великий побег. Здоровье, богатство и истоки неравенства
Ангус Дитон
Издательство Института Гайдара, 2016
Жизнь в мире стала лучше, а люди — здоровее и богаче. Тем не менее в побеге из нищеты участвовали не все, из-за чего в мире сохраняется глубокое неравенство между отдельными людьми и целыми странами. В «Великом побеге» Ангус Дитон, один из ведущих экспертов по экономическому развитию и бедности, рассказывает, как за прошедшие 250 лет некоторым странам удалось вырваться вперед.
Лекция «Health, Wealth and the Origins of Inequality» (на англ.)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
2016 — Оливер Харт, Бенгт Хольмстрем, премия «за их вклад в развитие теории контрактов»
![Оливер Харт / Бенгт Хольмстрем Оливер Харт / Бенгт Хольмстрем](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/186/image/base_0797211761.jpg)
Оливер Харт / Бенгт Хольмстрем
Оливер Харт и Бенгт Хольмстрем были награждены Нобелевской премией по экономике за их работу в области совершенствования дизайна контрактов и сделок, которые объединяют работодателей и их работников или компании и их клиентов. Доктор Хольмстрем оказал особое влияние на практику оплаты труда руководящих работников, а доктор Харт внес свой вклад в дебаты об аутсорсинге таких общественных сервисов, как содержание тюрем и сбор мусора.
Экономисты долгие годы боролись с конфликтами, присущими отношениям между владельцами бизнесов и сотрудниками — работа доктора Хольмстрема, начатая в конце 1970-х годов, представила доказательства того, что компаниям следует связывать оплату труда с самой широкой оценкой работы сотрудника. Работа доктора Харта начинается с наблюдения о том, что контракты — это неполные инструкции, которые не могут указать, что делать в каждом конкретном случае, и поэтому вместо этого они должны оговаривать, как следует принимать решения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/196/image/base_b54b61d37c.jpg)
Фирмы, контракты и финансовая структура
Оливер Харт
Издательство РАНХиГС, 2019
В книге представлены последние достижения теории неполных контрактов, важные и полезные для анализа многих тем теории организации и корпоративных финансов. Начав с общей модели фирмы, Оливер Харт переходит к более глубокому анализу финансовой структуры фирм, процессов погашения долга и процедуры банкротства.
Лекция «Pay for Performance and Beyond» (на англ.)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
2017 — Ричард Талер, премия «за вклад в поведенческую экономику»
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/190/image/base_f43f8253c1.jpg)
Деятельность Ричарда Талера убедила многих экономистов уделять больше внимания человеческому поведению, а многие государства — уделять больше внимания экономике. Нобелевский комитет, объявляя награду, заявил, что чествует профессора Талера за его новаторскую работу по установлению того, что люди предсказуемо иррациональны и постоянно ведут себя таким образом, который бросает вызов экономической теории.
Работа Талера продолжает линию продвижения экономической науки к более реалистичному пониманию человеческого поведения: он не просто утверждает, что люди иррациональны, он показывает, что люди последовательно отходят от рациональности, поэтому их поведение все еще можно предвидеть и моделировать. Академическую работу профессора Талера можно резюмировать как длинную серию демонстрации того, что стандартные экономические теории не описывают реальное поведение человека.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/195/image/base_434aab1d23.jpg)
Nudge. Архитектура выбора
Ричард Талер, Касс Санстейн
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2008
Книга ведущих специалистов в области поведенческой экономики знакомит читателей с архитектурой выбора: что кроется за нашими решениями, как принять лучшее для себя или помочь в этом окружающим. Основанная на научных исследованиях, книга будет интересна всем, кому приходится делать выбор, независимо от сферы деятельности или социального статуса.
Лекция «From Cashews to Nudges: The Evolution of Behavioral Economics» (на англ.)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
2018 — Уильям Нордхаус, Пол Ромер, премия «за интеграцию технологических инноваций в долгосрочный макроэкономический анализ»
![Уильям Нордхаус / Пол Ромер Уильям Нордхаус / Пол Ромер](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/188/image/base_dc157b87cc.jpg)
Уильям Нордхаус / Пол Ромер
Экономист Уильям Нордхаус долгие годы занимался тем, что пытался убедить правительства обратить внимание на изменение климата, предпочтительно путем введения налога на выбросы углерода — профессор был награжден Нобелевской премией в области экономических наук в знак признания этого достижения. Однако в 2018 году Нордхаус был не единым лауреатом премии — он разделил ее с Полом Ромером, работа которого продемонстрировала, что государственная политика играет решающую роль в стимулировании технологических инноваций.
Подход, разработанный профессором Нордхаусом, на данный момент является отраслевым стандартом в области углеродных выбросов — он лежит в основе доклада Организации Объединенных Наций об опасностях изменения климата, который предупреждает, что для предотвращения значительного ущерба международному сообществу потребуется быстро координировать изменения в экологическом регулировании в масштабах, до сих пор не имеющих прецедентов. Профессор Ромер, в свою очередь, предложил более оптимистичный взгляд на проблемы, стоящие перед обществом, заявив, что его работа показывает, как правительства могут управлять технологическими изменениями.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/194/image/base_e0aecdae26.jpg)
The Climate Casino: Risk, Uncertainty, and Economics for a Warming World
William D Nordhaus
Издательство Yale University Press, 2015
Изменение климата глубоко меняет наш мир, создавая серьезные риски для человеческого общества и природных систем, но у нас еще есть время все исправить. Сводя воедино все важные вопросы, связанные с дебатами о климате, Нордхаус описывает вовлеченные в них науку, экономику и политику, а также шаги, необходимые для уменьшения опасности глобального потепления. Он также предлагает анализ того, почему прежние меры не смогли снизить выбросы углекислого газа, и рассказывает, как и какие новые подходы могут оказаться успешными.
Лекция «On the Possibility of Progress» (на англ.)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
2019 — Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло, Майкл Кремер, премия «за экспериментальный подход к борьбе с глобальной бедностью»
![Эстер Дюфло / Майкл Кремер / Абхиджит Банерджи Эстер Дюфло / Майкл Кремер / Абхиджит Банерджи](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/191/image/base_516a8e501e.jpg)
Эстер Дюфло / Майкл Кремер / Абхиджит Банерджи
Ученые, ставшие лауреатами премии в прошлом году, посвятили более 20 лет своих экономических исследований разработке новых способов изучения и помощи беднякам всего мира. 46-летняя доктор Дюфло стала самым молодым лауреатом по экономике в истории.
Изучая такие проблемы, как дефицит образования и здоровье детей, экономисты занимаются поиском того, какие меры могут решить эти проблему, и ищут практические способы масштабного внедрения эффективных методов лечения. Нобелевские премии часто присуждаются за теоретические достижения, но лауреаты 2019 года отличились и в реальных испытаниях. Популяризируя свои методы, доктор Дюфло и доктор Банерджи еще в 2003 году помогли основать глобальную сеть исследователей бедности под названием Abdul Latif Jameel Poverty Action Lab, или J-PAL. Коалиция помогает определить эффективные меры вмешательства, такие как кампании по дегельминтизации, а затем объединяется с правительствами и неправительственными организациями для их проведения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/193/image/base_6284d1e5c8.jpg)
Good Economics for Hard Times
Абхиджит Банерджи, Эстер Дюфло
ИздательствоPublicAffairs, 2019
В книге представлены последние достижения теории неполных контрактов, важные и полезные для анализа многих тем в теории организации и корпоративных финансов. Начав с общей модели фирмы, Оливер Харт переходит к более глубокому анализу финансовой структуры фирм, процессов погашения долга и процедуры банкротства.
Комментарии
Комментировать