Существуют ли критерии гениальности? Как отличить умного или творческого человека от гения? Правда ли, что эти люди — безумцы? Феномен гения до сих пор исследуется, и само понятие не имеет четкого определения. Тем не менее современные исследователи предполагают, что гениальность не измеряется IQ-тестами и может проявиться у любого человека вне зависимости от его возраста, опыта и наследственности. Т&Р сделали перевод статьи «Как работает гениальность», в которой собраны различные теории гениальности, интеллекта и креативности.
Как измерить гениальность?
Альберт Эйнштейн в возрасте 26 лет разработал теорию относительности. Он также доказал, что атомы существуют, и выяснил, что свет ведет себя как частица и как волна. Также он создал свое знаменитое уравнение E = mc², описывающее взаимосвязь между материей и энергией. Без сомнения, Эйнштейн был гением. Таким был и Исаак Ньютон. Он также сыграл большую роль в развитии математического анализа, который некоторым людям трудно понять даже после обширных занятий в классе. Другой гений, Вольфганг Амадей Моцарт, начал сочинять музыку, когда ему было 5 лет. Моцарт написал сотни произведений перед своей смертью в 1760 году в возрасте 35 лет.
Согласно общепринятому мнению, гении отличаются от всех остальных. Они могут думать быстрее и лучше, чем другие люди. И хотя таких личностей легко обнаружить, определить, что именно делает одного человека гением, немного сложнее. Еще труднее выяснить, как этот человек стал гением.
Есть две важные вещи, которые затрудняют изучение гения:
1. Гениальность субъективна
Некоторые люди настаивают на том, что любой человек с коэффициентом интеллекта (IQ) выше определенного значения является гением. Другие считают, что тесты IQ измеряют только ограниченную часть общего интеллекта человека. Некоторые убеждены, что высокие результаты тестов не имеют ничего общего с гениальностью.
2. Гениальность — это масштабная концепция
Такое субъективное понятие, как гений, нелегко измерить, проанализировать или изучить. При изучении того, как работают гении, неплохо было бы начать с определения того, что такое гений. В этой статье гений — это не просто человек с исключительно высоким IQ. Напротив, гений — это чрезвычайно умный человек, который открывает новые горизонты с помощью открытий, изобретений или произведений искусства.
Гениальная работа меняет взгляд людей на мир или сферу, в которой они работали
Другими словами, гений должен быть умным и способным использовать этот интеллект продуктивно и масштабно. Но что заставляет человека совершать эти поступки? У него другой, более подвижный мозг? Исключительный интеллект? Это способность замечать информацию, которую другие не воспринимают?
Человеческий мозг и гениальность
Мозг регулирует системы органов вашего тела, контролирует чувства обоняния, вкуса, осязания, зрения и слуха, обрабатывает эмоции, позволяет думать, анализировать информацию и решать проблемы. Ученые не выяснили, как именно работает серое вещество в вашем мозгу, но есть представление о том, какая часть позволяет думать. Кора головного мозга на внешней части мозга является местом, где происходят мысли и рассуждения. Это высшие функции вашего мозга; низшие функции, относящиеся к основам выживания, выполняются глубже.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/889/image/base_0f25dabdbe.jpg)
Кора головного мозга — самая большая часть вашего мозга. Если вынуть и растянуть ее, она будет размером с несколько страниц газеты. Головной мозг разделен на несколько долей, и разные области внутри этих долей решают определенные задачи, связанные с мышлением:
Фронтальная: речь, мысль и память
Теменная: сенсорная информация от тела
Темпоральный отдел: слуховая информация
Затылочный отдел: визуальная информация
Инструменты для исследования мозга, такие как аппараты магнитно-резонансной томографии (МРТ), могут потребовать от человека полностью неподвижного состояния. Это может затруднить врачам наблюдение за мозговой активностью людей в реальной жизни. Мозг, как и все органы, претерпевает изменения после смерти человека. Патологоанатомические исследования не могут оценить активность мозга. Несмотря на все эти проблемы, исследователи выяснили, как мозг влияет на интеллект. Тем не менее объем серого вещества в частях коры головного мозга оказывает большее влияние на интеллект, чем общий объем мозга. Физические характеристики многих частей мозга, а не централизованного «интеллектуального центра», определяют, насколько умен человек.
Анализ мозга Альберта Эйнштейна, проведенный в 1999 году, также подтверждает эту теорию. Мозг Эйнштейна был немного меньше среднего мозга. Однако части его теменной доли были шире, чем у большинства людей. В теменной доле Эйнштейна также почти не было трещины, обнаруженной в мозгу большинства людей. Аналитики предположили, что отсутствие трещины означает, что различные области его мозга могут иметь лучшее сообщение между собой.
Способ развития мозга важнее, чем его размер
Кора головного мозга человека становится толще в детстве и тоньше в подростковом возрасте. В некоторой степени дети наследуют интеллект от своих родителей, однако эти качества необходимо развивать.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Гений и интеллект
Как и гений, интеллект трудно измерить количественно. Целая область исследований, известная как психометрия, посвящена изучению и измерению интеллекта. И хотя интеллект является центральным элементом гения, не все гении показывают хорошие результаты по тестам или хорошо учатся в школе.
Тестирование интеллекта существует тысячи лет. Китайские императоры использовали проверку способностей для оценки государственных служащих еще в 2200 году до нашей эры. Тесты на интеллект начали существовать в конце XIX века. Сегодня тесты IQ обычно измеряют память человека, а также языковые, пространственные и математические способности. Теоретически эти тесты измеряют фактор, известный как g.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/890/image/base_0157715c02.jpg)
Тесты на IQ также стандартизированы, так что большинство людей набирают от 90 до 110. При нанесении на график результаты тестов IQ большой группы людей обычно напоминают кривую колокола, при этом большинство набирают средние баллы. Распространено мнение, что любой, кто набрал больше определенного показателя (140), автоматически становится гением. Но при этом гении могут и не набрать эти баллы.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/888/image/base_5607c23874.jpg)
Стандартизованные тесты на IQ прогнозируют, насколько хорошо ребенок будет успевать в школе. Они часто используют тесты, чтобы определить, каких детей поместить в классы для одаренных. Большинство колледжей и университетов, а также некоторые работодатели также используют стандартизированные тесты как часть рекрутинга.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/055/891/image/base_f102323ab0.jpg)
Один из стереотипов, окружающих одаренных детей, заключается в том, что им сложно приспособиться к школе. Двадцатилетнее исследование одаренных детей, завершившееся в 1940 году и ставшее основой для книги «Handbook of Giftedness in Children», показало, что трудность в приспособлении к окружающему миру проявляется во взрослой жизни. В исследовании использовался тест, который измерял как вербальный интеллект, так и адаптацию. Люди, набравшие 140 баллов по первому критерию, как правило, имели более низкие показатели личностной адаптации.
Однако эти тесты нельзя считать надежными. В целом люди с более низким уровнем дохода, как правило, получают более низкие баллы, чем люди из других экономических групп. Критики утверждают, что это делает тесты IQ несправедливыми, и указывают на несправедливость и неравенство в обществе.
Кроме того, некоторые исследователи и теоретики утверждают, что концепция g слишком ограничивает и на самом деле не дает полного представления об интеллекте человека. Интеллект — это сочетание многих факторов. Одной из теорий, которая пытается дать более полное представление об интеллекте, является теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно Гарднеру, существует семь типов интеллекта:
Лингвистический
Логико-математический
Музыкальный
Телесно-кинестетический
Пространственный
Межличностный
Внутриличностный
Другая триархическая теория человеческого интеллекта Роберта Дж. Штернберга заключается в следующем: общий интеллект представляет собой комбинацию:
Творческий интеллект, или способность генерировать новые интересные идеи
Аналитический интеллект, или способность изучать факты и делать выводы
Практический интеллект, или способность вписаться в окружающую среду
Эти теории могут лучше объяснить концепцию гениальности, чем традиционные тесты IQ. Гении — это не просто люди с большим количеством g. Моцарт, например, сочетал музыкальный гений с врожденным пониманием математики и закономерностей. Гений Эйнштейна охватил области логики, математики и пространственных отношений.
Всех гениев объединяет одна очень важная способность — они обладают огромным творческим интеллектом. Без этого они были бы исключительно умными
Есть большая разница между
Гении также обычно не действуют изолированно: почти все они анализируют работу других великих умов и используют эту информацию для новых открытий. С другой стороны, гении-самоучки часто исследуют информацию неожиданными или изобретательными способами, отчасти из-за отсутствия формального обучения. В любом случае способность воображать и создавать так же важна, как и общий интеллект.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Творчество гениев также связано с производительностью и упорным трудом. Иногда самые яркие примеры гениальности связаны с людьми, которые создают свои лучшие работы в молодом возрасте, как Эйнштейн и Моцарт. Некоторые, например Людвиг ван Бетховен, лучше всего проявили себя в среднем возрасте.
Исследователь Дэвид Галенсон в своей книге «Старые мастера и молодые гении» предполагает, что творческие люди делятся на два типа:
Концептуальные новаторы мыслят смелыми, резкими скачками и делают все возможное, когда молоды
Новаторы-экспериментаторы учатся методом проб и ошибок и делают все возможное после длительных экспериментов
Критики утверждают, что теория Галенсона упускает из виду людей, которые на протяжении всей своей жизни делают исключительную работу. Вместо того чтобы быть экспериментальным или концептуальным, они могут быть где-то посередине.
Возможно, мы никогда не узнаем точно, откуда берется творчество, почему некоторые люди более креативны, чем другие, в каком возрасте проявляется гениальность. Но ясно, что гении играют ключевую роль в достижениях науки, технологий. Без гениев наше понимание математики, литературы и музыки было бы совершенно другим.
Комментарии
Комментировать