Как заинтересовать ребенка в учебе и повышать его познавательную мотивацию? Какими способами можно удерживать внимание детей через монитор? Какие механики необходимо закладывать? Кто является конкурентами онлайн-образования? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру» Илья Паршин для Т&Р. Мы поговорили с Ильей о его карьерном пути, критериях качественных образовательных продуктов и мотивации в обучении.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/277/image/base_a16ddb032f.jpg)
Илья Паршин
Генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
О личном пути и образовании
После окончания МГУ на одном из первых мест работы в сфере ecommerce я обратил внимание, что многие сотрудники —- в частности, категорийные менеджеры —- решают часть задач неэффективно, занимаясь ручным скрупулезным трудом, хотя на тот момент уже существовали инструменты работы с Excel, позволяющие автоматизировать их работу и тратить на задачу, условно, несколько минут, а не час. Это касалось организации закупок, прайсинга, управления остатками на складе.
Был общий набор проблем и запросов, с которыми коллеги обращались ко мне. Я знал, как это решить, и предложил семинары для коллег с практическими примерами и отработкой действий на реальных рабочих задачах. Часть сотрудников сразу откликнулись, кто-то подтянулся, глядя на остальных. В итоге набралось где-то 5–7 групп, для каждой из которых я провел по несколько семинаров. Позже некоторые группы пересобирались и шли дальше, решали задачи повышенной сложности. Конечно, не многие применяли абсолютно все полученные знания на практике, но каждый находил что-то для себя, это делало их жизнь проще и удобнее.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/278/image/base_0d83754e4a.jpg)
Дело в том, что знание Excel — не самая очевидная вещь, которой стоит поучиться. Все понимают, зачем учить, например, математику или английский, здесь понятна польза. Но как знание формул в Excel сделает жизнь лучше — неясно, выгода сразу не считывается. Поэтому каждый свой семинар я начинал с демонстрации, как типичную рабочую задачу, на которые уходят минуты или часы, можно решить за 30 секунд. Это производило wow-эффект, мотивировало аудиторию, сразу становилась понятна практическая ценность. Считаю, что этот принцип применим в обучении в любой сфере.
Знать какую-то область, быть в ней экспертом не равно ее качественно преподавать. Для того, чтобы передавать знания, нужна практикоориентированность, реальные понятные примеры из жизни, где и как применять это знание
И очень важна эмпатия с учениками, понимание их уровня и готовность адаптировать свой рассказ под аудиторию или под конкретного слушателя, то есть индивидуализировать процесс обучения. Чтобы обучение было эффективным, эти принципы должны лежать в основе.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Каким должен быть качественный образовательный проект
Основная проблема в обучении — не в том, что ребенок или взрослый не понимает материал, а в мотивации. Есть печальные статистики по проходимости курсов — в среднем их завершают только 10% студентов. Важно, чтобы ученик понимал, для чего ему изучать тот или иной материал. Особенно остро вопрос мотивации встает в средней школе, когда до экзаменов и карьерных достижений еще далеко и нет понимания, как знания применять уже сегодня, в чем их ценность.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/275/image/base_d5b31530b8.jpg)
Поэтому, опять же, важно делать обучение школьника практикоориентированным. То есть не выдавать голую теорию, а подталкивать выводить знание самостоятельно из примеров и уже знакомых ситуаций, зон ближайшего развития. Например, можно предложить ученику познакомиться с азами предпринимательства и маркетинга, решая задачу по продаже лимонада в собственном онлайн-киоске, где он может сам выставлять цену, обновлять витрину, инвестировать в новое оборудование, привлекать покупателей, чтобы таким образом влиять на прибыльность своего маленького бизнеса. В такой ситуации становится понятно, например, зачем нужно уметь правильно читать, считать и умножать.
Важно не выдавать голую теорию, а подталкивать выводить знание самостоятельно из примеров и уже знакомых ситуаций, зон ближайшего развития
В любом образовательном продукте важна правильно подобранная сложность. Она определяет успех и вовлеченность ученика. Идеальное решение лежит в той плоскости, когда ученику уже не слишком легко (то есть скучно) и еще не слишком сложно, и он не теряет интерес к учебе после многочисленных неудачных попыток решить задачу.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/279/image/base_dd9a5973c7.jpg)
Эту проблему решают большие данные и адаптивные алгоритмы, которые позволяют определять, где ребенок часто ошибается или, наоборот, проходит слишком быстро. В этом случае происходит автоматическая подстройка сложности и создание такой индивидуальной траектории, при которой ученик всегда заинтересован в обучении.
Очевидно, что без качественного контента результата от обучения не жди
Содержание в любом случае первостепенно. Мы очень верим в то, что именно качество контента — залог нашей популярности. На Учи.ру, которая давно переросла стартап-стадию (компания была создана в 2012 году, сегодня здесь работают более 400 человек), созданием контента занимаются несколько команд, в каждой из которой трудятся специалисты с разными компетенциями. Основу наших курсов всегда закладывает методист, в графике задания воплощают иллюстраторы, дизайнеры и специалисты по детскому интерфейсу. Программисты превращают двухмерные изображения в анимированные, а тестировщики адаптируют контент под различные гаджеты.
При создании образовательного продукта первостепенны образование и педагогический опыт методиста. Методист разрабатывает задания в соответствии с государственными образовательными стандартами. Но также нужны искра в глазах и большое желание изменить образование к лучшему. Любой предмет можно подать суперуныло, неинтересно, а можно сделать так, что ребенок сам захочет заниматься. Вот одна из главных миссий нашей компании — вдохновлять на развитие. Мы делаем так, чтобы у ребенка появился интерес к учебе, к самому процессу обучения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Как мотивировать учиться?
Важно понимать, что образовательный контент, который предлагают современному школьнику, очень отстает по степени привлекательности от развлекательного контента, который пользователи выбирают сами. Дети хотят больше играть и меньше учиться. Они сидят в социальных сетях, смотрят сериалы, играют в игры. Это основные конкуренты онлайн-образования сегодня. И увлечь учебой на фоне такого разнообразия и обилия интересного контента — не самая простая задача.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/280/image/base_8767a6d503.jpg)
Есть ряд эффективных геймификационных механик, которые позволяют успешно работать с мотивацией ученика. Это онлайн-олимпиады, квесты и марафоны, которые вовлекают миллионы детей и взрослых в учебу по всему миру.
Соревновательная упаковка и социальная составляющая (когда сравниваешь свои достижения в лидерборде с другими учениками) — в итоге спасает от прокрастинации, особенно на длительных дистанциях, решает проблему монотонности обучения
Аналогичным образом работает история с получением баллов. Можно предлагать пользователям собирать очки, коллекционировать бейджи, видеть свой прогресс от обучения. Это включает азарт и желание достигать большее, а значит — учиться.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/273/image/base_efb93378fe.jpg)
Другая эффективная механика — нарратив. Она подразумевает под собой вплетение истории в образовательный курс. Суть заключается в том, что ребенку приходится решать задачи для того, чтобы узнать, куда приведет героев сюжетная линия. Пользователям интересно следить за сюжетом, они ждут окончания истории, поэтому постоянно возвращаются к решению заданий. Если вариантов решения задачи несколько, то ученик может проходить задания вновь и вновь, чтобы узнать все возможные варианты развития сюжета, закрепляя параллельно учебный материал. Это немного напоминает сериалы: все заканчивается на самом интересном месте и хочется узнать, что будет дальше.
Геймификация не нужна ради геймификации. Все эти приемы и техники сокращают сроки обучения. Когда ученик заинтересован, нет внутреннего сопротивления, то он гораздо быстрее справляется с заданием. И растет академическая успеваемость. По нашим исследованиям, темпы прироста знаний у учеников, которые подключают онлайн-занятия к классическим, в два раза выше, чем при обучении исключительно в
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Книги, которые рекомендует Илья Паршин
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/282/image/base_91903beff3.jpg)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/283/image/base_004167ee0c.jpg)
Легко не будет. Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов
Бен Хоровиц
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2014
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/056/281/image/base_072c605ee0.jpg)
Комментарии
Комментировать