Один из этапов в процессе обучения — фиксация результатов. В траектории развития мы движемся из точки А в точку Б, в которой необходимо достигнуть определенной цели. Она, в свою очередь, делится на микроцели, осуществление которых и есть результаты вашего развития. Их анализ необходим также для того, чтобы корректировать траекторию обучения и заполнять пробелы. Т&Р рассказывают об инструментах, которые помогут отслеживать результат в процессе развития.

Тестирование

Изучение любой темы делится на смысловые блоки. По окончании каждого из них можно проходить тест, чтобы определить, какие пробелы у вас есть и можете ли вы двигаться дальше. После нескольких неудачных попыток, необходимо пересмотреть процесс изучения этого материала. Возможно, необходимо изменить методы обучения и техники.

Таблица KWL

Таблица KWL помогает систематизировать обучение и показывает, какими знаниями вы уже обладаете и какие нужно приобрести. В таблице три столбца:

  • What we know — что вы изучаете на данный момент

  • What we want to know — что вы конкретно хотите знать и уметь. Вы не просто говорите о каком-то знании, но и о связанном с ним навыке. Например, вы не только изучили 10 новых слов на немецком языке, но и можете употребить их в предложении, спрягать и склонять.

  • What we learned — что вы уже знаете и умеете и можете применить в жизни

Рефлексия

Рефлексия — это этап в процессе обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. Рефлексия в обучении — это не только анализ результатов, но и самого процесса обучения. Это системный процесс, под который выделяется время, есть зафиксированные цели и результаты. Существует несколько методов для командной и индивидуальной рефлексии.

Например, метод «Start, Stop, Continue» — он предназначен для поиска решений проблем и пробелов в процессе обучения. Задайте себе вопросы:

  • Что нужно начать делать для достижения микроцели?

  • Что прекратить делать? Что мешает в достижении цели?

  • Что продолжить делать? Какие методы и инструменты работают и позволяют получить нужный результат?

Сопоставление ожиданий и реальности

Сопоставьте, какие задачи к определенному сроку вы смогли выполнить, а какие нет. Определите барьер и составьте план действий, как его преодолеть. Если же вы систематически не можете выполнить какую-то задачу — это сигнал для того, чтобы пересмотреть процесс обучения и переосмыслить саму цель. Например, если вы собираетесь ежедневно учить 10 новых слов, но уже на протяжении нескольких недель не выполняете эту задачу, стоит, например, изменить количество слов или же учить не ежедневно, а периодически, но в больших объемах (не 10 слов в день, а 20–30 раз в три дня).

Консультация с ментором

Ваш наставник, ментор, может зафиксировать ваш прогресс и дать обратную связь. Ментор заставит выйти из зоны комфорта, так как иначе вы не сможете развивать свои навыки. Кроме того, он укажет на ваши недостатки, и определит, как над ними работать. Безусловно, менторинг — это не волшебная палочка. Однако наставник со стороны может указать на те пробелы, которые вы ранее не замечали.