Современное образование становится непрерывным — появился даже специальный термин life-long learning, или обучение в течение всей жизни, — ведь усилившаяся конкуренция на рынке труда заставляет компании и взрослых людей вкладывать все больше денег и времени в развитие. Хорошо, если человек уже не новичок в деле дополнительного образования и легко ориентируется в различных подходах, но что, если вы обратились к взрослому обучению впервые после окончания вуза? Как понять, что скрывается за тем или иным термином? Разбираемся в различных подходах к разработке обучения сотрудников и определяем их характерные черты и особенности.

В 2016 году только 17% россиян были вовлечены в дополнительное профессиональное образование, тогда как средняя цифра в странах Европы — 40%, что почти в 2,5 раза выше. Ситуация чуть изменилась в 2019 году, когда дополнительное образование получали уже 25% россиян, осознавших важность непрерывного обучения. Благодаря карантину в 2020 году эта доля, вероятно, вновь увеличилась, однако финальные статистические данные мы получим не раньше 2021 года. Тем не менее уже понятно, что, столкнувшись в неопределенностью, часть людей захотела освоить новую профессию, чтобы работать удаленно, а другие — подтянуть навыки в текущей профессии, чтобы не попасть под сокращение.

Учитывая различия в целях обучения, можно понять, почему подход «одна программа для всех» всегда был не самым лучшим вариантом. Сейчас же даже вузы, для которых обычно характерна общая инертность системы, осознают важность гибкого подхода, формируя все больше возможностей для студентов собирать учебный план/траекторию образования под себя (в том числе с помощью MOOC, или массовых открытых онлайн-курсов, например на таких платформах, как Coursera). Также появляются технологические возможности (см., например, Knewton), которые позволяют адаптировать проведение обучения персонала под ученика с учетом особенностей его восприятия информации и уровня знаний. Любые провайдеры образования ищут способы вовлечения обучающихся и подходы для удержания внимания, поскольку, по сути, постоянно конкурируют с большим количеством доступной информации и форматов.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

История персонализированного образования

Впервые понимание того, что обучение необходимо подстраивать под нужды учеников, появилось еще в XVII веке. Джон Локк в своем трактате «Мысли о воспитании» охарактеризовал человеческий разум как чистый лист, на котором записаны переживания и опыт. Также Локк указал на различия в уме и темпераменте учащихся: «Некоторые люди по неизменной структуре своего телосложения полны, другие — робки, некоторые уверены в себе, другие — скромны, послушны или упрямы, любопытны или беспечны, быстро или медленно соображают». Подобный взгляд с точки зрения современного мира кажется несколько упрощенным и наивным, но тем не менее он заставил других мыслителей задуматься о том, как различия между студентами должны влиять на их образовательный опыт.

Идеи Локка после его смерти развил Жан-Жак Руссо. В своей книге «Эмиль» философ ввел понятие естественного образования и показал, как оно способствует развитию любопытства и достижению счастья. Как и Локк, Руссо считал, что человек сильнее вовлечен в процесс обучения, когда оно соответствует его желаниям и интересам, поэтому учащийся «должен понимать себя и свои желания; и как только эти желания появятся, следовать им беспрекословно»

Последователем идей Руссо был Джон Дьюи, основатель прагматической педагогики. Он считал, что образование должно выстраиваться не от учебного контента, а от потребностей учащегося: «Учителя должны учитывать различия между детьми и понимать, что каждый ребенок имеет уникальный опыт, который влияет на его или ее обучение». Дьюи считал, что образование не может быть пассивным процессом, когда преподаватель просто дает знания.

Образование — это активный процесс, где ученик сам стремится добыть те знания, которые отвечают его интересам

Идеи построения обучения вокруг потребностей ученика продолжили Мария Монтессори и Жан Пиаже. Монтессори разработала метод «обучения через открытия», когда ученик не получает инструкции от учителя, а самостоятельно исследует окружающую среду, а Пиаже был первым, кто показал, что мышление ребенка из-за эгоцентризма имеет качественно иную структуру, чем у взрослого. Совместное размышление над задачей помогает детям увидеть точки зрения друг друга и освободиться от эгоцентризма.

До второй половины XX века деятели образования предлагали абстрактную идею «учитывать различия между учениками». Начиная с 1960-х годов эти идеи стали более конкретными — так появилось разделение на индивидуализированный, дифференцированный и персонализированный подходы, которые имеют немало общего, но и не меньше различий.

Конечно, во времена, когда названные мыслители развивали и организовывали свои педагогические идеи, речи об образовании взрослых не шло, поэтому внимание в первую очередь было уделено детям и школьному обучению. Тем не менее все эти идеи и подходы впоследствии, уже в XXI веке, были переняты и андрагогикой (подходы и принципы обучения взрослых).

Различия в образовательных подходах

Если попробовать расположить эти подходы на шкалеСм. материалы Максима Скрябина, конференция eStars 2018, мы будем двигаться от дифференцированного к персонализированному подходу по степени увеличения субъектности обучающегося в процессе обучения. Если расширить эту шкалу, то на одном ее конце будет подход с единой универсальной программой обучения для всех, а на другом — хьютагогический подход, где обучающийся полностью сам выстраивает свою стратегию и наполнение обучения.

Образовательные цели и задачи

  • Дифференцированный подход — преподаватель устанавливает одинаковые цели в рамках группы и использует данные о подготовке по каждому ученику, чтобы отправить его в правильную группу.

  • Индивидуализированный подход — итоговые цели обучения одинаковы, однако отличаются способы достижения этих целей для отдельных обучающихся.

  • Персонализированный подход — преподаватель и учащийся совместно устанавливают задачи, опираясь на личные цели самого ученика. Учащийся активно выполняет задачи, мониторит свой прогресс и рефлексирует, определяя, насколько успешно он справляется.

Роль учащихся

  • Дифференцированный подход — у преподавателя ведущая роль в процессе, ученики не выбирают учебную программу. Преподаватели дают инструкции, которые отличаются для каждой отдельной группы. Например, эксперты получают задание подготовить публичное выступление, а новички — выслушать и выписать три ключевые идеи из каждого выступления.

  • Индивидуализированный подход — у учащегося, как правило, либо нет права голоса в дизайне образовательной программы, либо он есть, но ограничен какими-то институциональными рамками. Важная роль остается за ведущим образовательного процесса.

  • Персонализированный подход — учащиеся активно участвуют в обучении и сами его направляют. Обучение становится личным путешествием, где у руля стоит сам учащийся, а преподаватель может участвовать в роли навигатора, подключаясь в нужные моменты.

Планирование обучения персонала

  • Дифференцированный подход — учащиеся делятся на группы в зависимости от их текущих знаний и навыков — например, «эксперты», «любители» и «новички». «Эксперты» получают более сложные задания, «любители» — обычную программу, а «новички» изучают основы новой области. Так каждый учащийся сможет взять из общей программы максимум полезного лично для себя.

  • Индивидуализированный подход — при помощи ведущего образовательного процесса/организатора обучения учебный план «кастомизируется» под потребности и особенности каждого учащегося (ученик в школе, студент, сотрудник). Как правило, элементы такого учебного плана (программы, материалы) набираются из имеющегося пула доступных ресурсов. К примеру, в университетах студент может набрать курсы по выбору, но только из того списка, к которым предоставляет доступ сам университет, а также он должен учесть необходимые пререквизиты и в итоге набрать нужное количество образовательных кредитов. Для сотрудников компаний это может быть индивидуальный план развития (ИПР), который учитывает текущий уровень знаний и навыков и фиксирует тот уровень, до которого сотруднику нужно дойти в их развитии за определенный период времени.

  • Персонализированный подход — учащийся находится в центре обучения, он сам решает, зачем и чему хочет учиться, какие у него цели. Ему доступны разные форматы и образовательный контент, план обучения, как правило, более гибкий, он может и даже должен меняться. Преподаватель/организатор обучения в рамках такого подхода все еще присутствует, однако выступает скорее в роли наставника, прислушивается к желаниям учащегося — программу обучения они разрабатывают совместно.

Поддержка обучения

Поддержка обучения — это подбор необходимых ресурсов, которые помогают решать учебные задачи. Ресурсами могут быть специальные учебные программы или оборудование: тренажеры, станки, программное обеспечение (ПО) и т. д., а также помощь в организации и поддержке прогресса в обучении (к примеру, помощь тьюторов).

  • Дифференцированный подход — преподаватель сам подбирает ресурсы и инструменты, подходящие для разных групп.

  • Индивидуализированный подход — ресурсы и инструменты для обучения рекомендует преподаватель, учащиеся могут выбрать из предложенных опций.

  • Персонализированный подход — учащиеся сами решают, какие инструменты им необходимы, и могут согласовать свое видение с опытом преподавателя.

Оценка обучения

  • Дифференцированный подход — преподаватель оценивает знания учащихся в рамках их учебных групп. Новички и эксперты получают разные тесты для оценки результатов, так как уровень их знаний также отличается.

  • Индивидуализированный подход — преподаватель оценивает, достигли ли учащиеся поставленных перед ними целей.

  • Персонализированный подход — учащиеся сами оценивают свои достижения и при необходимости решают, как они могут добиться более глубокого понимания темы.

Что такое адаптивное обучение

Помимо трех терминов, представленных выше, в образовательной среде существует и так называемое адаптивное обучение, которое, впрочем, не стоит выделять в отдельный подход — это скорее способ реализации индивидуализированного и персонализированного подходов с помощью технологий. То есть адаптивное обучение использует современные технологии для удовлетворения потребностей каждого ученика.

Адаптивные образовательные системыСм. подробнее здесь — это образовательные информационно-коммуникационные технологии, которые в режиме реального времени реагируют на действия студента и в соответствии с полученной информацией предоставляют ему индивидуальную поддержку

Рассмотрим на примере приложения Anki, которое создает карточки для повторения: ученик изучает карточку и отвечает на вопрос, а алгоритм подбирает время для повторения в зависимости от скорости и точности ответа. Если ответ был правильный и быстрый, то перерыв будет в несколько дней; если ученик не справился, то карточка может появиться снова уже через минуту — так программа адаптируется под знания ученика.

Однако Anki можно использовать по-разному. Например, преподаватель может создать одну колоду карточек для всех учеников — это индивидуализированный подход; может разделить учащихся по группам и дать одинаковые карточки в рамках группы — это дифференцированный подход; или же создать уникальную колоду карточек вместе с учеником — это персонализированный подход.

Таким образом, технологии в адаптированном образовании — это лишь средства обучения персонала, и то, как их использовать, зависит от потребностей преподавателя и ученика. Тем не менее это очень перспективная отрасль для развития. Так, уже некоторое время назад Марк Цукерберг и Присцилла Чан объявили о создании инициативы CZI (Chan Zuckerberg Initiative), цель которой — инвестировать в развитие технологий персонализации обучения. Не менее оптимистично настроен и Билл Гейтс: с 2009 года он инвестировал уже больше 300 миллионов долларов в исследования, посвященным персонализации обучения.

Но не все эксперты с этим согласны. Вот что говорит Джэд Дэвис, директор факультета управления цифровыми проектами в Колумбийском университете: «Когда я думаю о взаимодействии ученика и алгоритма, меня это не будоражит. Потому что обучение — это совместный процесс. Когда вы лишаете людей возможности вместе создавать что-то новое, вы обязательно что-то теряете».

В любом случае, современный преподаватель может составить программу, которая будет полезна каждому ученику, а современный учащийся в состоянии выбрать тот подход, который наиболее соответствует его целям и ожиданиям от образования. Технологии же позволяют сделать так, чтобы каждый получил максимум пользы и удовольствия от обучения.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации внутреннего обучения сотрудников. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.