Гибкие навыки существовали всегда, однако раньше они не имели точного названия. Исследования в этой области начались в США в 1960-е годы, а в самой бизнес-среде этот термин появился в конце 90-х. Сегодня 68,5% HR-специалистов видят необходимость в тестировании на soft skills при найме на работу. Почему все стали уделять внимание мягким навыкам? Как их развивать и нужно ли идти на специальные курсы? Можно ли вообще измерить эти умения? Т&Р разобрались в особенностях развития soft skills, а также объяснили их популярность.

Какие soft skills нужны сегодня

92% респондентов опроса LinkedIn заявили о том, что soft skills важны как и hard skills. 80% считают, что они необходимы для успеха всей компании. Но хотя все согласны с тем, что межличностные навыки имеют значение, большинству компаний все еще трудно их точно оценить, и только 41% имеют формальную схему их измерения. В отчете говорится о несоответствии между спросом на мягкие навыки и невозможностью четко их идентифицировать.

Эти надпрофессиональные навыки помогают специалистам из любой сферы оставаться востребованными и быть чуткими к изменениям, происходящим на рынке труда. Они позволяют взаимодействовать с другими людьми, с новыми командами в самых разных обстоятельствах, мыслить нешаблонно и генерировать новые идеи, что помогает компаниям расти. Для самого индивида необходимость развития этих навыков заключается в том, что он может благодаря им менять карьерные траектории и быстро подстраиваться под новые условия. Согласно отчету McKinsey, реже всего встречаются кандидаты, обладающие следующими навыками:

Комплексное решение проблем

Этот навык позволяет разрешать проблемы еще до их появления, прогнозировать, просчитывать риски, а также разрабатывать надежные бизнес-решения. Это выражается через умение системно анализировать процессы и просчитывать несколько сценариев развития событий.

Креативность

Даже привычные задачи требуют новых творческих подходов. Креативное мышление приводит к получению принципиально нового результата: новая идея, решение и понимание проблемы. Этот навык позволяет быстрее развивать компанию и придумывать новые инновационные методы, способствующие ее росту.

Критическое мышление

Развитое критическое мышление позволяет анализировать и объективно оценивать вещи и явления для составления обоснованных выводов. Этот навык необходим для ориентации в бесконечном информационном потоке и подразумевает проверку поступающей информации на достоверность, без чего невозможно формирование правдивой картины мира.

Инновационное мышление

Развитое аналитическое мышление позволяет работать с большим объемом информации, систематизировать ее, последовательно изучать факты и приходить к логическим умозаключениям. Инновационное мышление подразумевает творческий подход, а также системное мышление.

Коммуникативность

Сегодня необходимо не просто уметь вести переговоры, аргументировать свою точку зрения, но и работать в разных командах и адаптироваться под новые условия. Чем больше проектов, тем больше новых групп, с которыми нужно быстро налаживать связи.

Эмоциональный интеллект

«Коммуникация, лидерство, командная работа и творчество — все зависит от нашей способности получать и передавать информацию другим и от других. В отсутствие эмоционального интеллекта мы фактически помещаем себя и общество в одиночное заключение. По мере того как мир становится все более цифровым, а процессы автоматизируются, эти эмоциональные способности будут иметь жизненно важное значение для сохранения нашей человеческой идентичности.

Подобно сигналам передачи, которые позволяют нашим беспроводным динамикам функционировать, точно так же действуют сигналы, которые мы передаем как вербально, так и невербально окружающим. Когда мы в гармонии со своими человеческими навыками, мы можем распознавать наши собственные сигналы и передавать правильный сигнал другим, а также быть восприимчивыми и расшифровывать знаки других людей. Это истинная сила эмоционального интеллекта, даже если она кажется невидимой и ее труднее измерить».

Куинн Ферралл, американский предприниматель и бизнес-консультант

Необходимость развития навыков soft skills заключается в следующем:

  • Эти навыки позволяют быстро адаптироваться к новым реалиям и действовать в незнакомых условиях

  • Они являются комплементарными к hard skills

  • Развитые soft skills помогают в освоении новых профессий, в условиях глобальной трансформации рынка труда это становится актуальным

Наталия Моисеенкова

CPO проекта Kampus

Важность soft skills признается всеми довольно давно, последние 10 лет, сейчас это просто вышло на прикладной уровень в большинстве компаний, то есть от рассуждений — прямой переход к делу, к организации прокачки мягких навыков у сотрудников.

Почему это так важно? Любая работа в бизнесе — командная работа. Можно бесконечно совершенствовать знания в своей специализации, например быть лучшим аналитиком в мире, но тебе нужно кому-то передать результаты твоего анализа; до того как приступить к задаче, тебе нужно понять, что именно от тебя хотят, какой параметр был так важен, чтобы изучить его в массиве данных.

Эти два пункта — это soft skills, это коммуникация, осознание потребностей и приоритетов другого человека. Любой бизнес также умрет, если руководители не смогут принимать решения (decision-making), если сотрудники, совершив ошибку, не смогут принять, что было что-то сделано неправильно и надо все начать сначала (critical thinking).

Получается, что «ничего не получается», если замечательные специалисты, работающие вместе, обладают неразвитыми soft skills. Еще они не смогут передать свои знания другим и т. д. В какой-то момент стало очевидно, что строить общую работу только на профессиональных знаниях невозможно, то, что помогает этому, было названо soft skills. И все стали думать, как это развивать.

Soft skills напрямую связаны с концепцией эмоционального интеллекта, разработанного Дэниелом Гоулманом в 1995 году. Фактически это разложение концепции эмоционального интеллекта на прикладные, более мелкие качества.

Особенности развития soft skills

Сложность в измерении результата

Одна из проблем, которая стоит как перед работодателями, так и перед сотрудниками, — как точно измерить soft skills и какие стратегии по их развитию существуют. Станет ли сотрудник профессиональнее, если пройдет курс по выстраиванию коммуникаций? Как понять, что этот навык достаточно развит для того, чтобы поручить специалисту новые задачи, касающиеся ведения переговоров и питчинга идей?

Можно определить, умеет ли специалист писать код для создания определенной функции в мобильном приложении: вы просите его выполнить задание, результат можно измерить количественно. Создание оценок такого мягкого навыка, как креативность, практически невозможно, поэтому необходимо сосредоточиться на проверке этого умения на основе конкретных сценариев и предложить решить определенные задачи.

Обычный и доступный метод измерения soft skills — практика. Результативность сотрудников в проектах или задачах, которые требуют определенных soft skills. Методика 360 градусов может сообщить о том, все ли хорошо у сотрудника с soft skills. Есть некоторые тесты, которые позволяют измерять эмоциональный интеллект человека или, по крайней мере, сообщать, к какой психогруппе он относится. Из самых известных и часто применяемых в бизнесе — тест Gallup и разные модификации MMPI. Они прежде всего определяют как раз психотип сотрудника, из чего можно сделать выводы, как у него с базовым развитием скилов. Но в этом случае сложно замерить динамику, ведь люди работают над собой.

Основой всех этих тестов являются методы нейропсихологического тестирования, но при этом во всех них кроется одна проблема: проходя такие тесты много раз, люди учатся выбирать желательные ответы. Ведь состав теста — это вопрос и несколько вариантов ответа. Когда ты проходишь этот тест в корпоративной среде, ты легко можешь понять, что тебе нужно выбрать, чтобы твой профиль оказался более «коммуникабельным» или «гибким».

Поэтому я лично хочу обратить внимание на уникальную в этой сфере разработку — тест от компании Conventus, который и «вшит» сейчас в наш продукт для корпоративного обучения K-AMPUS. Он тоже измеряет эмоциональный интеллект, но там нет закрытых вопросов, то есть предлагаемых вариантов.

Вот пример вопроса из Conventus:

Ты не знаешь, какой ответ желательный, ты просто отвечаешь. И в итоге — еще одно важное добавление — человек выбирает свою должность, то есть происходит сравнение результата теста с тем, какую роль играет человек в компании. Ведь в зависимости от твой профессии тебе нужны для прокачки совершенно разные качества. Невозможно быть идеальным на 100% по всем софт скиллз. Конечно, работа такого теста возможна только при помощи обученной нейронной сети, которая анализирует ответы пользователей. Но это пример того, как технологии помогают четче работать с диагностикой soft skills.

Наталия Моисеенкова
CPO проекта Kampus

Необходимость в постоянном развитии

Тренировка hard skills навыков может быть «одноразовой». Для развития soft skills, таких как лидерские, реальный рост произойдет только после многократной практики, обратной связи и рефлексии.

Создайте долгосрочную программу обучения и подготовки сотрудников. Например, спланируйте возможности для закрепления и расширения обучения в течение года со стимулами для продолжения участия, а не ожидайте, что изменение произойдет за одну неделю.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Сильное влияние межличностных качеств

В то время как профессиональные навыки не так сильно зависят от личностных качеств учащихся, развитие межличностных навыков требует понимания самих себя, определения потребности в изменениях и мотивации. Поэтому невозможно создать универсальную программу по развитию софт скиллз, этот путь должен быть индивидуализированным.

Один из способов развить мягкие навыки — работать в команде и получать обратную связь, советоваться и не бояться просить о помощи. Работа с руководителями или другими экспертами, которые могут моделировать навык, помогает увидеть, как проявляется этот навык в жизни. Вместо того чтобы пытаться форсировать обучение мягким навыкам, предоставьте опыт, в котором люди могут учиться посредством наблюдения и практики в течение определенного периода времени, получать обратную связь и размышлять о своем обучении и развитии. Так происходит внутреннее обучение.

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.