Когда человек страдает от депрессии или выгорания, ему одиноко, он опустошен и испытывает упадок сил. Глубокая и, как кажется, беспричинная тоска, ощущение, будто человек уже не может справиться ни с кем и ни с чем, практически пожирает личность изнутри. Однако груз страданий давит не только на него самого, но и на его близких. Клаус Бернхардт, автор книги «Паника. Как знания о работе мозга помогут навсегда победить страх и панические атаки», написал новую работу — не только для тех, кто страдает от депрессии, но и для тех, кто хочет помочь своим близким вернуться к нормальной жизни. Публикуем отрывок из книги, посвященный мифами и реальности депрессии и выгорания.
Депрессия и выгорание. Как понять истинные причины плохого настроения и избавиться от них
Клаус Бернхардт
Бомбора, 2021
Депрессия
Не только пациенты, но и некоторые врачи-психотерапевты поддерживают устойчивый стереотип, будто недостаток серотонина или норадреналина может стать причиной развития депрессивных состояний. В одном интервью, данном немецкому сайту «Депрессия сегодня», профессор психиатрии Уве Гонтнер изложил свою однозначную позицию по данному вопросу:
«Сравнительно недавно после того, как я критически оценил множество прочитанных научных статей, я понял, что биохимия депрессии неизвестна. Не установлен ни один эндогенный маркер депрессии, и не выявлено такого вещества, концентрация которого при улучшении состояния пациента изменялась бы существенным образом. Мы, психиатры, поверили тем рекламным обещаниям фармакологической индустрии, построенным в обход какого-либо научного базиса».
Профессор, доктор медицины, врач-психиатр и специалист по психотерапии Уве Гонтнер также является директором психиатрической клиники «АМЕОS» в Бремене. Это учреждение принадлежит к числу самых старых больниц в Германии, специализирующихся на лечении психических расстройств, поэтому там собраны данные о лечении депрессий и тревожных расстройств, полученные за многие десятилетия. Словом, этот человек знает, о чем говорит. К тому же изложенная им точка зрения популярна среди его именитых коллег. В другом интервью, которое он дал в конце 2016 года на «Радио Бремен», Уве Гонтнер выразился еще точнее:
«Я считаю, что антидепрессанты давно пора переименовать. Название препаратов предполагает, что, просто принимая пилюли, можно волшебным образом вылечиться. С точки зрения физиологии это необоснованно. Поэтому антидепрессанты — это никакие не лекарства от депрессии […] Если их принимать слишком долго, то они приносят больше вреда, чем пользы».
Чтобы не выдергивать это высказывание из контекста интервью, важно упомянуть, что существуют исключения — случаи, при которых прием антидепрессантов обоснован даже с точки зрения современной медицины. Их кратковременный прием при тяжелых и тяжелейших формах депрессии может вытащить больных из самой глубокой бездны и вернуть им дееспособность. Но, как только выздоровление произойдет, препараты должны постепенно отменяться, а им на смену должны приходить другие средства, например целевая психотерапия.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и
Это подтверждается и моим практическим опытом, приобретенным в ходе клинической практики. Если придерживаться приведенных выше рекомендаций, то, предположительно, можно не только урезать объем прописываемых психотропных препаратов вполовину, но и значительно снизить число возникновения психических заболеваний, при этом сократив их продолжительность. Теперь позвольте мне объяснить, как я пришел к этому смелому мнению.
Более 40 миллионов европейцев принимают антидепрессанты, что соответствует примерно 8% от численности всего населения Европы. В Америке препараты подобного рода потребляет каждый десятый. Большая часть лекарств отвечает за повышение уровня серотонина в мозгу. Однако создается совершенно странная ситуация, поскольку не существует ни одного научно обоснованного доказательства того, что депрессивным людям вообще не хватает серотонина. У многих даже наблю- дается значительно превышенная концентрация. Кроме того, связь между ощущением счастья и высоким уровнем серотонина никогда не была доказана.
Люди с повышенным содержанием серотонина, не обязательно счастливее всех остальных, как правило, у них всего лишь более высокая вероятность заполучить нарушение сексуальной функции. Так, по мнению ежедневной газеты для работников сферы здравоохранения Германии «ÄrzteZeitung», 59% пациентов вынуждены бороться с сексуальной дисфункцией после принятия антидепрессантов, особенно следующих:
Циталопрам (Citalopram)
Миртазапин (Mirtazapin)
Кломипрамин (Clomipramin)
Пароксетин (Paroxetin)
Эсциталопрам (Escitalopram)
Сертралин (Sertralin)
Флуоксетин (Fluoxetin)
Венлафаксин (Venlafaxin)
Флувоксамин (Fluvoxamin)Все перечисленные вещества используются и в российской клинической практике и продаются как под собственными названиями, так и под различными торговыми марками. Рецептурные препараты должны применяться строго по назначению врача. (Прим. научн. ред.)
Объемы прописываемых антидепрессантов все больше увеличиваются по одной простой причине: фармакологические корпорации на протяжении многих десятилетий не жалеют средств на то, чтобы пичкать врачей и руководство клиник недостоверной и неполной информацией. Непонятно, действительно ли предлагаемые ими медикаменты содержат заявленные на этикетке вещества?
Можно произвести простые арифметические расчеты. Количество отпускаемых антидепрессантов за последние десять лет увеличилось почти вдвое. Если бы эти лекарства были настолько эффективны, как утверждают производители, то разве не должно было бы сократиться число людей, страдающих от депрессии и выгорания?
На самом же деле их количество в значительной степени возросло. Как такое возможно?
Меня подмывает задать следующий вопрос: возможно ли, что количество больных возросло в значительной мере из-за того, что сегодня прописывается вдвое больше лекарств определенного рода? Пришло время обобщить ряд фактов, которые я и буду подтверждать на страницах этой книги, приводя в качестве аргументации результаты многочисленных исследований.
Факты
Депрессию вызывают разнообразные факторы очень широкого спектра, которые частично взаимосвязаны. Только если рассматривать тело и сознание как единую систему, можно предпринять эффективные меры, чтобы быстро и надолго избавиться от депрессии.
Депрессии возникают не вследствие недостатка серотонина или норадреналина. А посему нет никакого смысла в том, чтобы пытаться влиять на наличие этих нейромедиаторов в мозге при помощи антидепрессантов.
Любая депрессия не должна лечиться медикаментозными средствами в принципе. Исключения составляют тяжелые и тяжелейшие случаи, но и здесь прием препаратов должен продолжаться лишь в течение нескольких месяцев во избежание вредных для здоровья побочных эффектов.
Депрессии необязательно регулярно возвращаются. Они повторяются только в тех случаях, когда вместо причин лечатся только симптомы. Кто выявил истинные предпосылки и ликвидировал их, имеет реальные шансы избежать рецидивов.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и
Выгорание
Согласно результатам исследования страховой медицинской компании «ВВК» от 2018 года, каждый второй немец полагает, что страдает от синдрома эмоционального выгорания. Почему же так получается, что все больше людей испытывают чувство, будто они больше не соответствуют стандартам, которые предъявляются к ним на работе и дома?
По сути дела, существует десять причин, которые приводят к выгораниюПодробнее о них — в 4 главе книги. […], если же вас самих постиг этот недуг, учтите, что, скорее всего, на вас влияет несколько коррелирующих между собой факторов. Только тот, кто выявит все предпосылки и шаг за шагом искоренит их одну за другой, сможет вернуться к жизни, наполненной легкостью и радостью, а также надолго забыть о случившемся. Чтобы эта «работа» удалась вам как можно эффективней и вы не тратили силы на «охоту не на того зайца», для начала стоит развенчать несколько мифов, относящихся к теме выгорания.
Является ли выгорание на самом деле депрессией, требующей медикаментозного лечения?
Широко распространен миф о том, что термин «выгорание» на самом деле является синонимом слова «депрессия». Поэтому многие врачи в обоих случаях прописывают психотропные препараты.
Конечно, высказывание «У меня синдром эмоционального выгорания» звучит гораздо лучше, чем фраза «У меня депрессия». Слово «выгорание» подсознательно подразумевает, что человек очень долго жертвовал собой ради работы и/или семьи, пока полностью не исчерпал ресурсы. При депрессии же, напротив, человек болен неизвестно чем, хотя зачастую для хвори и недомогания нет никакой очевидной причины.
Как было упомянуто выше, депрессия в большинстве случаев является следствием нераспознанного синдрома выгорания. В таком случае нет почти никакого смысла прописывать антидепрессанты, поскольку они не смогут вылечить недуг, но на
Чтобы изменить ситуацию, нужна как ясная голова, так и здоровое тело, на сигналы которого можно положиться. А после приема антидепрессантов не остается ни того, ни другого, поскольку к наиболее распространенным побочным эффектам относятся усталость, головная боль, нарушения сна, пищеварения, сексуальная дисфункция, тошнота и набор веса. Не самые хорошие предпосылки, чтобы целенаправленно и эффективно изменить что-то в образе жизни или мышлении.
При выгорании человеку просто не хватает баланса между работой и личной жизнью?
Нет. Это всего лишь еще один широко распространенный миф. Людям, страдающим синдромом выгорания, прекрасно удается и встречаться с друзьями, и заниматься спортом, и наслаждаться любимыми увлечениями. Однако чего у них не получается, так это отключиться. Их постоянно преследует чувство вины из-за того, что они что-то не сделали. В результате такого отношения они перестают черпать жизненные силы из того, чем занимаются. Им не удается получать удовольствие и наслаждаться текущим моментом, поскольку мысленно они обслуживают очередного клиента, разбирают письменный стол, решают школьные проблемы своих детей и так далее.
Эффективная мера противодействия — тренировка внимания. Впрочем, она поможет, только если вы нашли решения для всех невыполненных задач. Важными качествами всех уравновешенных и счастливых людей являются умение концентрироваться и делегировать задания.
Ставить задачи перед другими людьми и перепоручать различные сферы ответственности гораздо важнее, чем тщательно соблюдать баланс между работой и личной жизнью для профилактики синдрома выгоранияКак развить у себя эти качества, вы узнаете из главы 5..
Задача психики — защитить вас. Это происходит, если в экстремальной ситуации срабатывает стоп-кран, активируемый подсознательно, поскольку вы не нашли общего языка со своим сознанием. Фотограф и писатель Ульрих Шаффер очень точно описал этот тандем тела и души:
— Теперь действуй ты, — говорит душа телу. — Меня он уже не слушает. Может быть, послушает тебя.
— Я заболею, тогда у него появится для меня время, — говорит тело душе.
Повторюсь еще раз: чрезвычайно важно понять, что депрессия, возникшая в результате синдрома выгорания, не является болезнью, требующей медикаментозного лечения. Она представляет собой тот самый стоп-кран. Дергая за него, психика как раз выполняет свою основную задачу: защищает вас от самого себя и принуждает спокойно подумать. Как только вы выявите ошибки в своем поведении и скорректируете их, состояние упадка духа исчезнет само собой.
Впрочем, это произойдет только в случае, если вы еще не успели напичкать свой организм ненужными медикаментами, и до такой степени, что нормальное взаимодействие между телом и психикой стало совершенно невозможным.
Факты
Депрессия и выгорание принципиально отличаются друг от друга, и поэтому лечение должно быть разным. Несмотря на это, синдром выгорания может привести к развитию настоящей депрессии. Она может возникнуть из-за продолжительного перенапряжения и/или приема неправильного препарата.
Синдром выгорания нельзя лечить антидепрессантами, которые зачастую только замедляют мыслительные процессы. Люди с выгоранием при этом продолжают толкать себя вперед, заставляя работать все больше. Тот, кто принимает антидепрессанты, становится заторможенным и решает еще меньше задач из своего ежедневного списка. От этого возрастает психологическая нагрузка, что создает настоящую проблему.
От выгорания нельзя избавиться, просто создавая баланс между работой и личной жизнью. Проблема зачастую заключается не в дефиците свободного времени или отсутствии хобби. Скорее, выгоревшие люди (чем бы они ни занимались) по-настоящему никогда не отдыхают из-за подсознательного чувства вины за невыполненные дела. Поэтому необходимо работать не над «правильным» соотношением работа/жизнь, а в первую очередь над изменением своего отношения к жизни и развитием более эффективного образа мышления.
В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Комментарии
Комментировать