Для удержания внимания зрителей и достижения максимальной вовлеченности режиссеры делают их участниками процесса, а иногда аудитория полностью становится театральной труппой. А локацией для постановки может стать не театральная сцена, а особняк, бар или музей. Такие перформансы получили название «иммерсивный театр». Откуда возникла идея взаимодействовать со зрителем и были ли такие практики раньше? Какие первые иммерсивные спектакли были в России? Рассказываем о том, как возник иммерсивный театр и чем этот вид перформанса отличается от квестов и шоу.

Предпосылки к созданию иммерсивного театра

Идея вовлечь зрителя в театральную постановку появилась еще до того, как ввели термин «иммерсивный театр». Он начал существовать еще в XX веке. Например, русский режиссер Всеволод Мейерхольд в своих работах иногда рассаживал актеров среди зрителей и переносил действие пьесы в зал или даже в фойе. Также Николай Охлопков стремился установить контакт с аудиторией посредством прямого взаимодействия с ней, актеры его постановок нередко прикасались к зрителям. В мюзикле «Тайна Эдвина Друда» 1985 года аудитория голосовала за того, кто убил главного героя, и от этого выбора зависел финал.

Само понятие «иммерсивный» (создающий эффект присутствия) стали использовать после нью-йоркской постановки «Sleep No More» 2011 года, созданной британской театральной компанией Punchdrunk. Она поставлена по пьесе «Макбет» Уильяма Шекспира, была вдохновлена нуарными фильмами и имела отсылки к судебным процессам над ведьмами Пейсли 1697 года.

В начале постановки гости входят в отель через большие двустворчатые двери без опознавательных знаков и проходят по темному коридору, где проверяют свои пальто и сумки. Называя свое имя на стойке регистрации, они получают игральную карту в качестве билета, и их проводят наверх в лабиринт. Выходя из него, они оказываются в ярком, декорированном и полностью функционирующем джаз-баре отеля 1930-х годов Manderley. Спустя время назначаются номера, соответствующие карточкам гостя. Они получают свои маски и отправляются в грузовой лифт, где начинается их путешествие по пяти этажам.

Понятие «иммерсивный» использовалось и в отношении «постановок в музеях и местах культурно-исторического наследия». К ним относились интерактивные события, на которых артисты взаимодействовали с аудиторией, предлагая ей повторить их действия или же выполнить что-то самостоятельно — например, попробовать сыграть на музыкальном инструменте или дирижировать. Особенность таких постановок в непредсказуемости, ведь неизвестно, как поведет себя зритель. Позднее такой театр стал выходить не только за рамки сцены, но и за стены самого театра.

Локацией для иммерсивной постановки могут стать заброшенное здание, улица, вокзал, музей, бар или другие места в соответствии с художественной задачей режиссера

В России первым иммерсионным спектаклем считается «Норманск» Юрия Квятковского в Центре имени Вс. Мейерхольда. Постановка основана на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди», а действие происходило на шести этажах ЦИМа (что похоже на постановку «Sleep No More»). Локациями были офисные помещения, фойе, гардероб, которые стали больницей, школой, квартирой, кабаре, баром. Зрители ходили в противомоскитной сетке и самостоятельно выбирали маршрут, тем самым создавая собственный сюжет.

В 2016 году появился иммерсивный мюзикл «Черный русский» по мотивам повести Александра Пушкина «Дубровский». Зрители попадали в дом Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке, на входе им раздавали маски сов, оленей, лис. От маски зависел маршрут и, соответственно, сценарий спектакля. Для одних гостей главным героем был Дубровский, для других — Троекуров, для третьих — Маша. Но все три группы гостей все равно встречались на балу в большом зале.

Также известным иммерсивным спектаклем стал «Ответ Гиппократа» компании «Морфеус». Действие происходит в воображаемой больнице, где случилось трагическое происшествие. Игроки становятся детективами и стремятся выбраться из больницы. Спектакль «Вернувшиеся» поставлен по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Зритель попадал в старый особняк, где мог перемещаться свободно. Спектакль представлял собой 240 сцен, которые актеры разыгрывали в 50 комнатах особняка.

Также известными перформансами стали «Неявные воздействия», «Русские сказки», «Москва 2048». Популярность стал набирать формат «прогулок», когда зрители в наушниках перемещались по различным пространствам — паркам, барам, музеям, — выполняя действия ведущего. Так, современный режиссер Федор Елютин создал экспериментальный театр «Импресарио».

Особенности иммерсивного театра

Однако вовлечение зрителя в действие не единственная особенность иммерсивного театра, иначе его можно было бы сравнить с квестом или шоу, в которых нет отсылок к художественным произведениям. В исследовании бельгийского искусствоведа Катрин Бойко выделяются следующие признаки:

  • Отсутствие барьера между аудиторией и актерами

  • Включение зрителей в повествование художественного произведения

  • Отсутствие социальных структур, отделяющих реальные конструкции от воображаемых

  • Полихроническое повествование (участник не играет главную роль, но в то же время у него есть право выбирать сценарий и локации)

Еще один способ добиться погружения — использовать слово «ты» при обращении к участнику. Это позволяет связать роль в спектакле с реальной социальной ролью участника, стирая границы реальности и исключая такие атрибуты, как возраст, пол и профессия. Зрители находятся в неизвестности и, возможно, в тревожном состоянии, что усиливает эмоциональное воздействие. «При удалении участника из зоны комфорта на его действия и реакции влияют как его инстинкты, так и подсказки, данные им актерами. Это используется для получения правдоподобных реакций со стороны участника, необходимых для продвижения сюжетной линии», — отмечал Джон Маккон.

Различная среда повышает вовлеченность зрителей в спектакль, давая им возможность выбирать сюжет. В некоторых иммерсивных пьесах интерьеры могут быть расположены на разных уровнях, где каждая комната может быть совершенно другой сценой спектакля. С помощью звуков и цветов можно воздействовать на зрителя.

По мнению теоретиков театра, четыре основных компонента заставляют аудиторию чувствовать себя частью представления: реальное пространство, чувство, движение и время. Реальное пространство — основная часть иммерсивного театра. Если действие пьесы происходит в замке, значит, зрители должны оказаться в настоящем замке. Аудиторию можно отправить в прошлое или же в будущее и прожить вместе с ней несколько десятилетий за два часа, тем самым меняя восприятие времени.

Сегодня в постановках активно используют VR- и AR-технологии, которые также называют иммерсивным театром. Однако единого мнения о том, можно ли считать их таковыми, нет. Исследователь Лиам Ярвис использует термин «иммерсивное воплощение». В этом случае реальности практически не существует — зритель полностью погружается в виртуальный мир.