Открыть собственный бизнес хочется многим, многие же уверены, что это слишком сложно. Высокие гипотетические риски, страх неудачи, конкуренция, нестабильная экономическая ситуация, даже банальное непонимание того, как работают бизнес-механизмы, — все это заставляет отказаться от мечты начать собственное дело. Вместе с Блогом Билайн Бизнес объясняем, почему эти страхи напрасны.

Зарегистрировать бизнес — сложно

На самом деле процесс регистрации кажется сложным только поначалу, пока вы не разберетесь в формах собственности и системе налогообложения, но даже здесь вам могут помочь — например, любой банк, в который вы так или иначе обратитесь для открытия счета. Сотрудники банка могут помочь не только в финансовых вопросах, но еще и в подготовке документов для открытия собственного дела. Даже если вы не планируете обращаться за посторонней помощью, но все-таки хотите оформить свой бизнес, существует множество подробных и доступных инструкций, с которыми справится даже новичок.

Кратко о формах собственности: в России две основные формы собственности — ООО и ИП (есть и другие, но они менее распространены). Если у бизнеса несколько собственников и/или он специализируется на реализации алкогольной продукции, нужно оформлять ООО. Во всех остальных случаях достаточно ИП, которое, к слову, и оформить проще, и требования к нему менее жесткие. Неудивительно, что, по данным Федеральной службы информации, к началу 2021 года количество ИП превысило число компаний: первых на данный момент открыто 3,711 миллиона, а вторых — 3,426 миллиона.

Прогореть — дело полугода

Согласно информации с портала ФНС, в марте 2019 года было закрыто более 37 000 ИП, а в 2020-м, то есть в период пандемии, эта цифра достигла около 66 800, что на 77,2% выше показателей предыдущего года. Конечно, сейчас далеко не самое удачное время для открытия бизнеса (хотя это зависит от отрасли и ниши), а уровень неопределенности и непредсказуемости слишком высок, но и это не повод расставаться с мечтой о собственном деле.

Да, многие бизнесы, даже без учета коронавируса, быстро прогорают, а 50% стартапов прогорают в течение первых пяти лет (впрочем, у предпринимателей, которые однажды прогорели, шанс открыть новый успешный бизнес на 20% выше). Интересно, что часто молодые бизнесы закрываются вовсе не из-за конкуренции, отсутствия финансирования или любой другой второстепенной причины: у большинства просто нет четкой цели, бизнес-стратегии и подробного плана действий.

Без четкой концепции очень сложно действовать последовательно и не допускать ошибок, поэтому, прежде чем предпринимать активные действия, уделите свое внимание тому, чтобы снизить риски и продумать каждую деталь вашего бизнеса. Установите цель, определите план, организуйте управленческий учет, и тогда вы будете действовать не интуитивно, а четко и системно, что снизит ваши шансы на раннее закрытие.

Открыть свой бизнес — слишком дорого

И да, и нет, ведь расходы зависят от того, чего именно вы хотите от своего бизнеса на старте, и именно поэтому так важно все продумать еще в самом начале. Если вы не планируете покупать готовое предприятие, которое обойдется вам в несколько миллионов рублей, то вполне возможно, что 1–1,5 миллиона на старте хватит для того, чтобы открыть свое дело.

Однако нужно помнить, что даже если у вас есть необходимая сумма до открытия, то это далеко не единственные траты, которые предстоит совершать. Прежде чем открыть свое дело, просчитайте вероятные расходы:

  • Открытие компании — учредительный капитал, если это ООО, и госпошлина.

  • Постоянные операционные расходы, к которым относятся аренда помещения, заработная плата сотрудникам, коммунальные платежи, охрана, выплаты по кредитам и так далее (то есть все то, что вы будете выплачивать ежемесячно).

  • Переменные операционные расходы — периодические и нерегулярные расходы, например на рекламу и маркетинг, закупку сырья, логистику, техобслуживание и аутсорсинговые услуги.

  • Инвестиции — расходы, которые направлены на улучшение и развитие вашего бизнеса, например покупка оборудования, разработка нового продукта, капитальный ремонт, обучение персонала и так далее.

Пожалуй, самое важное для новичков — это ведение учета доходов и расходов, а также правильно определенная система налогообложения, которая сделает ваш бизнес полностью легальным и при этом выгодным для вас. Помимо этого, у вас должна быть финансовая подушка на случай непредвиденных трат, а они наверняка будут, так как далеко не всегда все идет по плану: оборудование имеет свойство ломаться, а что-то и вовсе на старте не работает так, как планировалось, и требует дополнительного финансирования. Чтобы не прогореть в самом начале, заложите определенную сумму на будущее, которая в периоды турбулентности поможет вам оставаться на плаву.

У меня недостаточно опыта

Действительно, ничто не может быть лучшим помощником, чем собственный опыт, но даже самые успешные предприниматели когда-то были новичками и достигали выдающихся результатов на собственных ошибках. Сейчас, к счастью, нам всем предоставлен доступ к огромному количеству информации, начиная от практических советов и инструкций и заканчивая историями успешных людей, которыми они с радостью делятся в своих книгах, интервью или блогах. Поэтому, даже если что-то пойдет не по плану, вы допустите ошибку или просто почувствуете, что вам необходима консультация, всегда можно найти и помощь, и необходимый совет.

В B2Blog вы найдете всю самую актуальную и полезную информацию о ведении бизнеса, а также о том, как определиться с видом деятельности, системой налогообложения и зарегистрировать ИП в максимально сжатые сроки, — это быстрее и проще, чем вы думаете!

Я не выдержу конкуренции

Среди 20 причин, по которым прогорают стартапы и которые Forbes представил в своей инфографике, на конкуренцию приходится 19% всех закрывшихся бизнесов, но этого не стоит бояться. Будем честны: в современном мире практически невозможно найти свободную нишу, в которой не будет ни одного конкурента. Рынок предлагает огромное количество совершенно разных продуктов и услуг, и в таких условиях создать что-то, у чего раньше не было аналогов, крайне тяжело (да и не факт, что нужно). Секрет в том, что всегда можно учесть то, что уже сделано и предоставлено на рынке, и усовершенствовать это настолько, насколько возможно.

Чтобы работать в условиях жесткой конкуренции и иметь хоть какую-то уверенность в том, что вы делаете, еще в самом начале необходимо провести анализ рынка, причем изучить не только клиентов и их потребности, но и то, что делают конкуренты. Определите, что предлагают другие компании в вашем или схожем сегменте, чем они отличаются друг от друга, какие у них преимущества и недостатки. Обратить внимание на недостатки на самом деле даже чуть важнее всего остального, потому что их недостатки — это ваши точки для роста, те части, где у конкурентов что-то пошло не так и где вы можете предложить соответствующее подходящее решение. Учтите чужие промахи при создании своего продукта, и тогда клиенты с большой вероятностью выберут вас.

На самом деле, даже уже имеющийся опыт за плечами не может гарантировать того, что предпринимателя не будут преследовать те или иные бизнес-страхи. Это вполне нормально, и особенно когда из-за пандемии весь мир оказался на грани экономического кризиса. Однако это не означает, что нужно забыть о своей идее, — просто сейчас как никогда важно обратить максимум внимания на рациональное планирование, постановку целей, официальное оформление бизнеса и выбор системы налогообложения. И, конечно же, найти в себе силы начать, а опыт и более детальное видение бизнеса придут со временем.