Такой вид современного искусства, как перформанс, отличался неповторимостью, возможностью взаимодействия с публикой и существованием в реальном времени. В самого перформера даже можно было выстрелить. Спектакль же существовал в определенных обстоятельствах, артисты обязательно перевоплощались и действовали по сценарию, публика был лишь наблюдателем. В современной культуре границы между театральной постановкой и перформансом размылись. Элементы одного из этих видов искусства могут присутствовать в другом. Т&Р вместе с театральным критиком, театроведом Павлом Рудневым и доцентом НИУ ВШЭ Виктором Борзенко разобрались в том, где лежит грань между театральной постановкой и перформансом.
Краткая история перформанса и его характеристики
Главная идея перформанса заключается в том, что произведением искусства является не только конкретный объект, сам творческий акт может стать произведением искусства. В центре внимания — сами действия художника или группы перформеров в определенном месте и в конкретное время. Перформанс состоит из четырех основных элементов: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается основное отличие перформанса от изобразительных видов искусства, где произведение определяется объектом. Искусствовед и философ Надежда Маньковская в энциклопедии «Культурология XX век» определяла перформанс как «искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия». Действие происходило здесь и сейчас и чаще всего не подразумевало повтора.
Истоки перформанса восходят к уличным выступлениям футуристов, дадаистов, театру Баухауса, совершившего художественную революцию. Сам термин «перформанс» впервые применили к произведению Джона Кейджа «4′33» в 1952 году — пианист вышел на сцену и четыре с половиной минуты сидел у рояля, не извлекая из него никаких звуков.
Как отдельное направление перформанс возник в 1960-е годы и отразился в творчестве таких художников, как Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс.
В 1971 году Бурден создал перформанс «Выстрел», в котором левую руку художника прострелили с расстояния пяти метров. После этой работы Бурдена отправили к психиатру. Через три года в Галерее Рональда Фельдмана в

Одна из самых известных представительниц этого искусства Марина Абрамович создала свое первое произведение «Ритм 0» в 1974 году. На столе были размещены 72 объекта, которыми люди могли пользоваться как угодно и взаимодействовать с помощью них с самим перформером. Некоторые из этих объектов могли доставлять удовольствие, другими можно было причинить боль. На столе даже лежал пистолет с одним патроном. Публика в течение шести часов могла манипулировать телом и движениями Марины как угодно. И если в начале действия аудитории были безопасными, то впоследствии у публики появилось желание навредить художнице.

«Перформанс — это момент, когда исполнитель вступает в
Марина Абрамович. «Что такое перформанс»
Перформанс, в отличие от театральных постановок, делает зрителя участником процесса и даже соавтором. Этот вид искусства не предполагает повторений, отличается непредсказуемостью и имеет хаотичный характер. Однако с развитием современного театра в нем стало появляться все больше перформативных элементов, и грань между театральными постановками и перформансом стала размываться. Если раньше классический спектакль существовал в сценическом времени и пространстве, подразумевал повторение и сохранение дистанции между артистом и зрителем, то сегодня публика вполне может стать частью сценического действия. Кроме того, принцип перевоплощения актера соблюдается не всегда: артист может рассказать собственную историю из жизни.
Как отличить перформанс от театральной постановки

Виктор Борзенко
Доцент департамента медиа НИУ ВШЭ
Театральное искусство неоднородно: оно менялось на протяжении 26 веков своего существования. И потому говорить о некоем «стандартном» спектакле невозможно — в особенности в эпоху режиссерского театра, начавшуюся в конце XIX века и продолжающуюся по сей день.
После того как театр перестал находиться исключительно во власти автора, а режиссура как движущая творческая сила выделилась в самостоятельную профессию, в сценическом искусстве произошли многочисленные (в том числе и революционные) перемены
Не только обозначились новые жанры, но и видоизменились язык сцены, принципы актерского мастерства, технология производства спектаклей и многое другое. В наши дни, например, все больше крупных художественных событий, внушительных творческих побед происходит не в пространстве классической большой сцены, а за ее пределами, поскольку театр старательно уходит от хрестоматийности повествования, ищет новые формы, заходит на соседние территории, спускается в подвалы и поднимается на чердаки… Театр становится своего рода клептоманом, перетягивая из смежных искусств (а порой и не только искусств) все то, что может ему пригодиться.
В этой связи зародившееся еще в начале ХХ века искусство перформанса (его историю принято вести от футуристов или дадаистов с их Cabaret Voltaire) так же органично влилось в переменчивый театральный процесс.
Перформанс — это жанр представления, рожденный на стыке театра и всевозможных элементов изобразительного искусства, танца, музыки, видеоарта, кино и т. д. В зависимости от того, какая из составляющих преобладает, представление обретает ту или иную форму. Оно может превратиться в акцию или хеппенинг, стать предметом искусства «социального поворота» или явиться полным воплощением реэнактмента, не говоря уже про столь редкий жанр, как «документация и реперформанс».

Иными словами, перформанс — столь же многоликое явление, как и режиссерский театр. Эти направления искусства всегда развивались с оглядкой друг на друга и неоднократно перенимали общие черты. Грань здесь тончайшая, и потому определить, когда именно перформанс «проник» на драматическую сцену, вряд ли представляется возможным, поскольку в театре ХХ века те или иные режиссерские действия могут быть легко отнесены к перформансу (и наоборот).
Например, лет двадцать назад на европейских подмостках обозначилась такая тенденция (она сохраняется по нынешний день): еще никогда прежде театр не был так внимателен к человеку в его телесном и духовном несовершенстве, заброшенному в «обезбоженный мир».
Марина Давыдова в статье о немецкой танцовщице Саше Вальц пишет: «Все мы — квинтэссенция праха. Энциклопедия изъянов. Хозяева тела и его рабы. В механическом соединении наших мышц, кровеносных сосудов, печенки с селезенкой, как в крайне ненадежный конструктор, помещены томящееся сознание, мысли, чаяния». Проще говоря, в этой цитате и выражена мысль о тончайшей границе между театром и перформансом. В дополнение к ней приведу выдержку из статьи «Петербургского театрального журнала» «Тело возвращенное и утраченное»: «Умаление в театре метафизического начала естественно обернулось повышенным вниманием к человеческой анатомии как единственно данной нам реальности, к телу, слабому, уязвимому, стареющему, страдающему, как проводнику и единственному ключу к внутреннему миру человека и как препятствию в его проявлении. И телесная избыточность, а
То есть сегодня актер нередко становится лишь одним из равноправных элементов спектакля. И артист как действующее тело бывает важнее, чем «жизнь человеческого духа».


Павел Руднев
Российский театровед, театральный критик, арт-менеджер, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ, Высшей школы деятелей сценического искусства Г. Дадамяна и Высшей школы сценических искусств К. Райкина
Границы между спектаклем и перформансом уже размыты. Сегодня у нас есть только память жанра — Михаил Бахтин связывал это понятие с историей жанра. Есть воспоминания только о том, что когда-то эти два вида художественного творчества были разделены. Тем не менее нужно помнить, чем они различались.
Первое отличие заключается в том, что спектакль повторяется. Каждый повтор есть новый этап в его развитии. Перформанс же создается для воспроизведения одноразового эффекта, потому что аномалия, которая лежит в основе этого вида искусства, возможна, только когда публика не подготовлена и видит действие в первый раз. С некоторых пор в искусстве перформанса возникло такое явление, как реэнактмент, которое предполагает повторение перформансов.
Теперь не только драматический театр идет навстречу перформансу, но и перформанс идет навстречу драматическому театру
Сама возможность повтора старых перформансов с использованием других перформеров делает перформанс спектаклем в этом смысле.
Еще одно, более важное отличие театра от перформанса — это перевоплощение. Собственно, это основа драматического театра. Согласно теории театра, артист не может играть самого себя, есть некоторый зазор — пусть он проявляется в перемене костюма, но он присутствует. В спектакле обязательное условие — это наличие роли и перевоплощения. Хотя XX век пытался ликвидировать эту часть театральной эстетики. Бертольт Брехт, Ежи Гротовский, Антонен Арто — все они говорили об эффекте перевоплощения как об акции прямого воздействия. Другими словами, в драматическом искусстве мы сталкиваемся с условным существованием артиста, предлагаемыми обстоятельствами. В пространстве перформанса никакой роли не предполагается — художник действует своим телом, эмоциональностью, это его личная акция, он не пребывает в

Однако, когда появилось такое понятие, как «перформативные акты», театр стал резко меняться. Находясь на территории современного театра, мы уже понимаем: то, что делает артист, является ролью или это его личностное высказывание и волеизъявление. Когда-то на территории театра мы чувствовали себя в безопасности и знали, что с телом артиста во время спектакля ничего не случится, но теперь нет уверенности в этом нет.
Возникают целые театральные системы, которые предполагают существование артиста в условиях спектакля. Это так называемый свидетельский театр, разновидность документального театра, в действие которого введен артист, рассказывающий о самом себе. Также появляется инклюзивный театр, где рядом с артистами работает человек с инвалидностью и представляет самого себя (у него нет особой роли). В современном мире искусства отличать театральную постановку от перформанса становится все сложнее.

Главные отличия театральной постановки от перформанса:
Театральная постановка готовится и многократно репетируется
Актер перевоплощается и играет определенную роль, идентифицирует себя с другим человеком
Актер не демонстрирует собственные чувства
Действия известны заранее и обусловлены сценарием
Зритель является наблюдателем и не участвует в процессе
Комментарии
Комментировать