На сегодняшний день роботам не обязательно быть похожими на людей, чтобы выполнять их функции. Взгляните хотя бы на робота-пылесоса или док-станцию. Однако крупные компании-создатели роботов делают свои разработки все более похожими на людей. На марафоне науки и технологий Homo Science мы поговорили с со-основателем компании PROMOBOT Олегом Кивокурцевым и узнали, когда роботы станут больше похожи на нас внешне и какие трудности создателям нужно для этого преодолеть.

Сложная жизнь в человеческой среде

Основная сложность для современных роботов заключается в том, что мир людей не очень для них приспособлен. Те же роботы-пылесосы не всегда могут перемещаться с той же легкостью, с которой это делает Фрекен Бок со шваброй или веником. Они сталкиваются с углами, порогами, стоящей мебелью — им все еще нужен человек, который отодвинет неудачно стоящий стул или достанет заплутавшего уборщика из-под шкафа. Более человеческая архитектура лучше адаптирует робота к миру, организованному под homo sapiens.

«Проще сделать устройство, которое вписывается в человеческую среду, чем менять окружение под новое устройство. Антропоморфный робот сможет сам открывать двери, перешагивать через пороги и ступеньки», — отвечает Олег Кивокурцев, со-основатель компании PROMOBOT.

Однако такая адаптивность к среде повышает требования к самим роботам. Внешний дизайн, более похожий на живого человека, требует расширения способностей и функционала самих роботов. Ему недостаточно просто уметь спокойно ходить по ступенькам и не врезаться в углы, он также должен, например, уметь проводить сухую и влажную уборку, складывать вещи по цветам и мыть посуду. Но такой идеальный робот-помощник по дому будет стоить гораздо больше простого робота-пылесоса и к тому же требовать более сложных условий содержания и обслуживания.

Научиться анализировать Большие Данные и начать управлять «Матрицей» вам поможет наш курс «Big Data».

Эффект «зловещей долины»

«Второе препятствие называется эффектом “зловещей долины”. Существует два пика позитивного восприятия роботов. Первый — когда робот чуть-чуть похож на человека, как наш PROMOBOT B4, у него есть глаза, что-то наподобие головы, руки. И второй пик — когда робот полностью похож на человека. Вот кто первый пройдет этот пик — захватит рынок. Но если у полностью антропоморфного робота будут хотя бы малейшие изъяны — он будет восприниматься отрицательно», — комментирует Олег Кивокурцев.

Исследование, благодаря которому человечество узнало об эффекте «зловещей долины», было проведено в 1978 году японским инженером и ученым-робототехником Масахиро Мори. Он провел опрос, исследуя эмоциональную реакцию респондентов на роботов, в различной степени похожих на людей.

Пока движущийся робот лишь немного походил на человека, респонденты реагировали на него позитивно. Но как только роботы становились более похожими на людей, респонденты начинали замечать все больше несоответствий:

  • слишком сильную симметрию черт лица;

  • недостаточно проработанную мимику;

  • недостаточно плавные движения.

С похожим эффектом сталкивались разработчики видеоигр и 3D анимации, когда похожие на людей персонажи вызывали у зрителей или игроков неодобрение из-за своей недостаточной похожести на людей. Для преодоления эффекта «зловещей долины» разработчики усовершенствовали технологии захвата движений, в том числе начали обрабатывать движение мимических мышц актеров. Этой технологией пользовались при создании одной из последних игр об антропоморфных роботах «Detroit. Become human».

Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.