На сегодняшний день роботам не обязательно быть похожими на людей, чтобы выполнять их функции. Взгляните хотя бы на робота-пылесоса или док-станцию. Однако крупные компании-создатели роботов делают свои разработки все более похожими на людей. На марафоне науки и технологий Homo Science мы поговорили с со-основателем компании PROMOBOT Олегом Кивокурцевым и узнали, когда роботы станут больше похожи на нас внешне и какие трудности создателям нужно для этого преодолеть.
Сложная жизнь в человеческой среде
Основная сложность для современных роботов заключается в том, что мир людей не очень для них приспособлен. Те же роботы-пылесосы не всегда могут перемещаться с той же легкостью, с которой это делает Фрекен Бок со шваброй или веником. Они сталкиваются с углами, порогами, стоящей мебелью — им все еще нужен человек, который отодвинет неудачно стоящий стул или достанет заплутавшего уборщика из-под шкафа. Более человеческая архитектура лучше адаптирует робота к миру, организованному под homo sapiens.
«Проще сделать устройство, которое вписывается в человеческую среду, чем менять окружение под новое устройство. Антропоморфный робот сможет сам открывать двери, перешагивать через пороги и ступеньки», — отвечает Олег Кивокурцев, со-основатель компании PROMOBOT.
Однако такая адаптивность к среде повышает требования к самим роботам. Внешний дизайн, более похожий на живого человека, требует расширения способностей и функционала самих роботов. Ему недостаточно просто уметь спокойно ходить по ступенькам и не врезаться в углы, он также должен, например, уметь проводить сухую и влажную уборку, складывать вещи по цветам и мыть посуду. Но такой идеальный робот-помощник по дому будет стоить гораздо больше простого робота-пылесоса и к тому же требовать более сложных условий содержания и обслуживания.
Научиться анализировать Большие Данные и начать управлять «Матрицей» вам поможет наш курс «Big Data».
Эффект «зловещей долины»
«Второе препятствие называется эффектом “зловещей долины”. Существует два пика позитивного восприятия роботов. Первый — когда робот чуть-чуть похож на человека, как наш PROMOBOT B4, у него есть глаза, что-то наподобие головы, руки. И второй пик — когда робот полностью похож на человека. Вот кто первый пройдет этот пик — захватит рынок. Но если у полностью антропоморфного робота будут хотя бы малейшие изъяны — он будет восприниматься отрицательно», — комментирует Олег Кивокурцев.
Исследование, благодаря которому человечество узнало об эффекте «зловещей долины», было проведено в 1978 году японским инженером и

Пока движущийся робот лишь немного походил на человека, респонденты реагировали на него позитивно. Но как только роботы становились более похожими на людей, респонденты начинали замечать все больше несоответствий:
слишком сильную симметрию черт лица;
недостаточно проработанную мимику;
недостаточно плавные движения.
С похожим эффектом сталкивались разработчики видеоигр и 3D анимации, когда похожие на людей персонажи вызывали у зрителей или игроков неодобрение из-за своей недостаточной похожести на людей. Для преодоления эффекта «зловещей долины» разработчики усовершенствовали технологии захвата движений, в том числе начали обрабатывать движение мимических мышц актеров. Этой технологией пользовались при создании одной из последних игр об антропоморфных роботах «Detroit. Become human».
Актуальные статьи и подборки в вашем смартфоне. Подписывайтесь на наш Telegram-канал и получайте все материалы, которые выходят на нашем сайте.
Комментарии
Комментировать