Мозг стремится к упрощению, и это одно из его свойств, от которого невозможно избавиться. Однако вполне реально начать его контролировать. Когда мы мыслим быстро и узко, то становимся некими «когнитивными скрягами». Разбираемся в признаках этого качества.
Кто такой «когнитивный скряга»
Феномен «когнитивного скряги» (англ. cognitive miser) впервые описали американские психологи Сьюзен Фиске и Шелли Тейлор в своей книге 1984 года «Социальное познание». Под этим понятием авторы подразумевали стратегию мышления, при которой новое знание сводится к имеющемуся. Иными словами, человек выбирает что-то ему уже знакомое и стремится к упрощению. Так он тратит меньше ресурсов. «Когнитивный скряга» — это не тип личности, не специфический образ мыслей, а характеристика. Она в той или иной степени присуща каждому из нас.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/060/293/image/base_cb3cd8346b.png)
Сбои в обработке информации называют ошибками эвристики. Так, существует эвристика наглядности (доступности). Она выражается в смещении суждений в сторону наглядных элементов информации: как она оформлена, выстроена, как часто повторяется, бросается в глаза. «Когнитивные скряги» склонны совершать такие ошибки.
В принятии решений человек интуитивно опирается на информацию, которая у него уже есть. В этом и заключается одна из функций накопленного опыта. Однако его бывает недостаточно для полноценного анализа ситуации и принятия верного решения. Такая стратегия мешает рассмотреть все аспекты ситуации и дать наиболее объективную оценку.
В психологии выделяют два режима мышления:
Система-1 срабатывает мгновенно и автоматически, генерирует впечатления, чувства, намерения.
Система-2 включается позже и прилагает усилия для более подробной обработки информации.
Израильско-американский психолог Даниэль Канеман называет это быстрым и медленным мышлением. Основная функция последнего — отслеживать и контролировать мысли и действия, предлагаемые быстрым мышлением. Например, когда трудно концентрировать внимание на скучной книге. Одна из задач Системы-2 — преодолевать импульсы Системы-1. Иначе говоря, Система-2 отвечает за самоконтроль.
Признаки «когнитивного скряги»:
Стремление получить быстрый результат. Например, проще прочитать краткое содержание, чем книгу целиком.
Избегание новых путей. Будь то другая дорога на работу, непривычное занятие или проект, «когнитивный скряга» с меньшей вероятностью выберет незнакомое ему.
Быстрое согласие. «Когнитивные скряги» чаще согласятся с
чем-либо , чем будут спорить или предлагать свое.Игнорирование взаимосвязей. «Когнитивный скряга» не стремится увидеть общую картину и выявить причинно-следственные связи. Если ему предлагают вариант А, то вряд ли он подумает о Б.
Как учиться мыслить медленно
Не существует звоночка, который будет срабатывать перед тем, как человек принимает неверное решение. Но его можно научиться включать самостоятельно, и в этом помогает непрерывное развитие таких мягких навыков, как критическое мышление и рефлексия. Каждый из них требует постоянной тренировки. Но на самом деле начать можно с малого. Например, вводить привычку выполнять такие действия, как:
Проводить фактчекинг информации, например новостей.
Сомневаться и задавать себе вопрос «Действительно ли это так?».
Анализировать действия прошлого.
Делать работу над ошибками.
Искать причинно-следственные связи как в событиях окружающего мира, так и в поступках людей.
Комментарии
Комментировать