Взрослые нередко утрачивают свойство удивляться, запрещают себе ошибаться и обязательно ставят цели (казалось бы, как же без них). А что, если начать обучение ради самого процесса и относиться ко всему как ребенок — с трепетом и удивлением? В статье BBC рассказывается о «мышлении новичка» на примере журналиста Тома Вандербильта. А мы сделали ее перевод.
Как учиться эффективнее
Том Вандербильт, журналист, автор книги «Траффик: почему мы движемся так, как движемся» («Traffic: Why We Drive the Way We Do»), увлечен процессом непрерывного обучения. Этот интерес появился благодаря его дочери: она училась музыке, играла в футбол и ходила на тхэквондо. Он всегда сопровождал ее на занятиях и турнирах. И пока она тренировала свой ум и тело, он отвечал на электронные письма и решал другие рабочие задачи.
Вскоре он осознал свое лицемерие в сложившейся ситуации: «Я убедил ее в важности всестороннего образования. Но она могла бы легко спросить меня: а почему ты сам не делаешь все это?» Начав с уроков шахмат, Том решил потратить год на развитие новых навыков. Он научился петь, рисовать, жонглировать и занимался серфингом. «Став взрослыми, мы сразу ставим перед собой какую-то цель. Мы будто не можем позволить себе заниматься обучением ради обучения», — говорил Том. А он захотел получить удовольствие от процесса.
Вандербильт подробно описывает свой путь в книге «Начинающие», где его личные открытия сочетаются с передовыми научными достижениями в области приобретения навыков. Делимся мифами об обучении взрослых и рассказываем о преимуществах «мышления новичка».
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/060/392/image/base_24a0f88e54.jpg)
Взрослым действительно сложнее усваивать новые навыки, чем детям. Но это не преграда: наш мозг обладает таким свойством, как «нейропластичность», — способностью перестраиваться в ответ на новые вызовы. За год обучения Вандербильт встретил много людей, которые все еще использовали это свойство во благо.
В исследовании Вандербильта определены основные принципы эффективного обучения. Первое может показаться очевидным, но об этом стоит помнить: мы учимся на своих ошибках. Итак, вместо того чтобы бездумно повторять одни и те же действия снова и снова, нам нужно быть более сосредоточенными (психологи называют это «осознанной практикой».) Вандербильт отметил это, играя в шахматы. Вы можете потратить часы на сотни онлайн-игр, но это будет не так эффективно, как изучение провалов профессионалов или обсуждение причин проигрышей с учителем.
Второй принцип: наша практика должна быть разнообразна. Например, при жонглировании можно переключать предметы или изменять высоту их подбрасывания, делать это во время ходьбы или сидя. Как сказал Вандербильту один ученый, это «повторение без повторения». Оно заставляет усвоенные модели мозга становиться более гибкими, позволяя вам справляться с непредсказуемыми трудностями, такими как ошибка в одном из ваших предыдущих движений, которая может привести к проигрышу. Также полезно наблюдать за тем, как настоящие эксперты улучшают навык. Вандербильт также обнаружил, что можно смотреть и на других новичков, поскольку вы видите, что они делают правильно, а что — нет.
Вандербильт сделал еще один вывод: мы учимся эффективнее, когда знаем, что нам придется обучать других тому же навыку
Это ожидание увеличивает интерес и любопытство людей, активизирует внимание и память. Итак, во время обучения думайте о том, чтобы поделиться этим навыком с
Обладая этими знаниями, Вандербильт добился значительных успехов в каждом из навыков, которые он намеревался изучить. По его словам, пение было одним из самых больших эмоциональных препятствий. «Это был самый грубый процесс открытия себя незнакомцу», — признался он. Однако преодоление этих барьеров принесло пользу: в конце концов Том стал участником нью-йоркского хора брит-попа.
Если вы вдохновлены на новые занятия, начните с
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Фактор «почему»
Вандербильт отмечает, что использование любого нового навыка дает много преимуществ, в том числе долгосрочные изменения мозга, которые могут компенсировать умственные нарушения, возникающие с возрастом. Вандербильт привел в пример одно исследование взрослых в возрасте от 58 до 86 лет. Они прошли несколько курсов по таким предметам, как испанский язык, музыка, композиция и живопись. Через несколько месяцев они не только добились высоких результатов, но и показали заметное улучшение в прохождении других когнитивных тестов.
Мастер на все руки — вечный новичок с острым умом
Постоянное преследование множества разных интересов может повысить ваши творческие способности. Как отметил Дэвид Эпштейн в своей книге «Диапазон», нобелевские лауреаты увлекались такими занятиями, как музыка, танцы, изобразительное искусство или творческое письмо.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/060/390/image/base_c631e31e42.jpg)
После многих лет работы в журналистике Вандербильт говорит, что новые вызовы стали долгожданным изменением его «профессионального самодовольства». «Это будто открыло мой разум и вернуло меня к чувству незнания. Изучение чего-то всегда отличалось от того, что я себе представлял. Мои ожидания постоянно нарушались», — отмечает Том.
Многочисленные исследования показали, что интеллектуальное смирение — это способность осознавать пределы наших знаний и сомневаться в собственной правоте. И эта способность пересмотреть наши предубеждения и открыть наши умы для новых способов мышления необходима в быстро меняющемся мире. Независимо от того, учимся ли мы для удовольствия или улучшаем профессиональные навыки, мы будем расти благодаря «мышлению новичков», в котором нет ничего определенного и всегда есть чему поучиться.
Комментарии
Комментировать