«ГЭС-2» — новая точка на карте культурного пространства Москвы. Перед архитекторами стояла непростая задача: сохранить исторический облик здания, при этом сделав его современным, функциональным и эстетически привлекательным. Рассказываем, как электростанция превратилась в общественное пространство, почему возле него находится березовая роща, а трубы все-таки синие.

История здания ГЭС-2

Первый трамвай в Москве появился в 1899 году. Изначально этот транспорт эксплуатировался частными фирмами, но потом перешел в собственность московских властей. Для удобства решили строить единую электростанцию, которая снабжала бы другие контактные сети. Электростанция ГЭС-2 была построена в 1905–1907 годах и тогда называлась «Трамвайная». Архитектором Трамвайной станции стал Василий Башкиров и исполнил ее в неорусском стиле — первом проявлении модерна. Тогда промышленные объекты перестали рассматривать исключительно как утилитарные и стремились продумать их внешний вид с точки зрения украшения города.

В 1930-е станция была модернизирована в соответствии с планом первой пятилетки. В годы Великой Отечественной войны несколько котлов станции были отправлены для установки в восточные районы страны, а станки стали использовать для выпуска военного оборудования. За все время на станцию упало более 150 зажигательных бомб, но пожары удалось предотвратить.

В 1965 году провели уже последнюю модернизацию станции. В 90-е были запущены новые сооружения. Однако из-за высокой стоимости электроэнергии городские власти решили закрыть ГЭС-2.

Реконструкция

Восемь лет спустя после закрытия здание все еще не купили. Итальянский арт-менеджер, сооснователь фонда современного искусства V-A-C (Victoria — the Art of Being Contemporary) Тереза Иароччи Мавика искала помещение для произведений искусства из коллекции фонда миллиардера Леонида Михельсона: он считал, что проекты, показанные в Венеции, смотрит весь мир, нужно показывать и в России. Михельсон решил приобрести здание ГЭС-2.

В 2009 году здание ГЭС-2 получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году предприятие, принадлежащее Михельсону, приобрело здание ГЭС-2 за 1,7 миллиардов рублей.

Фонд V-A-C проводил мероприятия в электростанции с 2015 в течение двух лет. Затем началась большая стройка, которая полностью завершилась только осенью 2021. Здание решили не превращать в музей, а развивать идею Дома культуры — в советские времена такие учреждения называли «народными домами». Этот тип общественного пространства может совмещать лектории, мастерские, сцены, резиденции для художников, офисы, кафе.

Реконструкцией занялся итальянский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Ренцо Пиано. Его революционными работами являются Центр Помпиду в Париже, терминал аэропорта Кансай в Японии, небоскреб «The Shard» в Англии, штаб-квартира газеты New York Times в США. Перед архитектором стояла задача не только создать нечто технологичное и креативное, но при этом сохранить историческую ценность места. «Проект возвращает в здание прежнее чувство пространства, разрушив все новые пристройки и демонтировав оборудование, но оставив при этом несколько образцов, сохраняющих память о месте», — описано в проекте генерального проектировщика компании АПЕКС.

Исторические элементы отреставрировали: сохранили лепнину, ограду, которая видна со стороны Дома на набережной, кованые перила. В здании восстановили башню с часами и ее крышу с флюгером. Турбины и части механизмов расставили по березовой роще в музейном дворе. Саму идею рощи Ренцо обосновал так: «Я хочу вырастить в центре Москвы новый лес. У леса, как может показаться, нет особенно полезной функции — он просто дарит красоту, а красота иногда способна изменить мир».

В распоряжении архитекторов были только черно-белые фотографии, которые не отображают реальный цвет здания. Поэтому ключевым моментом в выборе оттенка стало то, каким образом здание будет вписано в городской контекст. Архитекторы предполагали сделать электростанцию красной, подобно другим индустриальным зданиям в Москве (например, кондитерская фабрика «Красный Октябрь»). Трубы окрасили в голубой цвет, чтобы они сочетались с небом в ясную погоду. Референсом стал оттенок художника Ива Кляйна. Трубы по задумке должны быть «легкими» и захватывать воздух на высоте 70 метров, тем самым обеспечивая естественную вентиляцию.

Крышу ГЭС-2 остеклили полностью, чтобы освещение было естественным. Пиано в своих работах рассматривает его как полноценный строительный материал. Также происходит увеличение площади остекления, а внутреннее и внешнее пространства становятся едины.

На территории Дома культуры находятся своды. В них раньше были и бани, и лаборатории, и мастерские. Изначально они выполняли функцию водочных складов промышленника Ивана Смирнова. Теперь в этих помещениях находятся пекарня, гончарные, швейные мастерские, а под землей расположены аудио- и видеостудии.

«ГЭС-2» является не только уникальным архитектурным объектом, который стал частью городской среды, но и общественным пространством нового формата. «ГЭС-2» — творческая экосистема, где искусство создается, наблюдается и осмысливается, а здание этому способствует.