Бум на рынке EdTech привел к созданию большого количества образовательных проектов, при этом многие концентрируются на яркой упаковке и обещаниях лучшей жизни, за которыми иногда нет никакой методологической базы и действительной ценности. Без совместной работы над проектами, самостоятельной аналитики, поддержки наставников и групповой работы такие курсы превращаются в блестящую обертку от невкусной конфеты.

Надя Макова

Издатель «Теории и практики», основатель LXP платформы K-AMPUS

В докладе WorldSkills Russia и Global Education Futures «Навыки будущего для 2020-х: Новая надежда» навык совместной работы и построения команд назван одним из самых важных для современного образования. Поэтому самые эффективные образовательные программы фокусируются на методологии и учебном результате. Хорошая новость: уже есть у кого учиться. В этой подборке — обзор пяти проектов с инновационным подходом к обучению.

London Interdisciplinary School (LIS)

Основатели London Interdisciplinary School (LIS) обеспокоены тем, что университеты выпускают узкоквалифицированных специалистов, не готовых к решению глобальных проблем. Команда LIS поставила перед собой амбициозную цель — выпускать студентов, которые умеют комплексно решать наиболее сложные социальные, этические и технологические проблемы реального мира: от разбоя до изменения климата. LIS делает ставку на проблемно-ориентированное обучение (PBL — problem-based learning) — подход, основанный на поиске решений для реальных задач.

Все студенты учатся на факультете гуманитарных и естественных наук. Привычных предметов здесь нет. Вместо них студенты выбирают, какие задачи хотят решить, а затем изучают фундаментальные теории и концепции наук, дизайна, технологий и учатся комбинировать их для решения выбранных задач.

Из набора дисциплин, необходимых для решения учебной задачи, студент должен сформировать свое расписание и найти в процессе обучения оптимальное решение в группе из 4–6 человек. Каждая группа инвестирует около 40% учебного времени в изучение дисциплин, остальные 60% — в исследования.

Во время учебы студентам помогают наставники — карьерный, академический и социальный. Карьерный наставник помогает определить карьерные цели, понять, какие профессиональные навыки и связи нужно развивать для их достижения. Академический наставник курирует студентов по программе. Социальный советник помогает в стрессовых ситуациях, при сложностях с коммуникацией с другими студентами и прочих жизненных трудностях.

В London Interdisciplinary School есть привычные форматы обучения — от лекций до воркшопов. Часть занятий проходит онлайн, часть — офлайн: выбор зависит от того, повышает ли личная встреча эффективность занятия. Также студенты проходят оплачиваемую десятинедельную стажировку у коммерческих партнеров LIS — Innocent Drinks и McKinsey и других компаний.

Такой подход помогает студентам развивать:

  • междисциплинарные знания. Суперконцепции — эволюция, энтропия, постмодернизм и другие — объединяют в себе сразу несколько дисциплин, поэтому дают комплексное представление о мире и позволяют найти ответы на сложные вопросы.

  • навыки проведения исследований. Это позволяет критически оценивать утверждения других людей, не веря им слепо, а также создавать собственные знания. В LIS студенты работают и с качественными методами проведения исследований, и с количественными.

  • опыт решения комплексных проблем. Это навыки, которые будущий выпускник будет применять и на рабочем месте: устная и письменная коммуникация, работа в команде, управление проектами и данными, взаимодействие с искусственным интеллектом и другие.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Minerva Schools at KGI

Minerva Schools, основанный как «идеальный университет будущего» или новый «онлайн-Гарвард», переосмысляет элитарное высшее образование и учит действительно талантливых (а не состоятельных) студентов критически мыслить, владеть прикладными профессиональными навыками и работать в мультикультурных командах. Сейчас в школе можно пройти четырехлетний бакалавриат или двухлетнюю магистратуру.

Из привычных университетских атрибутов Америки у студентов есть только общежития. В каждой комнате проживает по три-четыре человека — они должны быть носителями разных культур и языков и приехать из разных регионов. Для занятий спортом, развлечений и походов в библиотеку университет предлагает студентам использовать инфраструктуру города.

За время учебы студенты меняют семь городов: учеба начинается в Сан-Франциско, а затем каждый семестр учащиеся переезжают на новое место. За четыре года они успевают пожить в Сеуле, Хайдарабаде (Индия), Берлине, Буэнос-Айресе, Лондоне и Тайбэе (Тайвань). В каждой локации они проводят несколько месяцев: четыре дня в неделю учатся, оставшееся время посвящают изучению города или работе над проектами. Такой подход позволяет студентам учиться и развивать проекты в реальных условиях, погружаясь в мультикультурный опыт и контекст.

Студенты учатся в Minerva четыре года и могут изучить одно из пяти направлений: Arts & Humanities, Computational Sciences, Natural Sciences, Social Sciences, Business. На каждый поток набирают не более 150 человек, чтобы у студентов была возможность выстраивать качественные отношения.

Общий образовательный трек выглядит так:

  • первый курс — получение основных компетенций: критическое и творческое мышление, эффективное общение и взаимодействие;

  • второй курс — выбор специализации с помощью наставника;

  • третий курс — начало работы над своим проектом;

  • четвертый курс — завершение оригинального проекта, который вносит вклад в развитие выбранной профессиональной сферы.

Во время занятий преподаватель не начитывает лекции — студенты должны самостоятельно изучить тему по книгам и видео. Он обсуждает со студентами разные варианты действий в тех или иных ситуациях и может говорить не дольше пяти минут. Затем преподаватель передает слово студентам — они могут оспаривать тезисы преподавателя и однокурсников, задавать друг другу вопросы. В обсуждении участвуют все: в учебных группах не может быть более 19 человек, поэтому модерировать занятие несложно. Такой метод называется моделью «перевернутого класса».

Учатся онлайн: у Minerva есть своя платформа Active Learning Forum. На ней преподаватели устраивают групповые обсуждения и дебаты один на один, проводят опросы. Преподаватель видит студентов на экране, занятия записываются. Пропускать занятия нельзя: два пропуска без уважительной причины приводят к отчислению.

В Minerva нет экзаменов, даже домашние задания не сильно влияют на успеваемость. Основное внимание уделяется работе в классе: студентов оценивают и преподаватели, и одногруппники, и наставники, которые отсматривают записи занятий. При оценке учитывается и активное участие, и эффективность мышления.

Главные преимущества Minerva Schools — комьюнити и приверженность гибкому мышлению. Студенты должны уметь взаимодействовать с людьми разных культур и быстро ориентироваться в большом объеме информации и непривычной обстановке.

Школа «42»

Экспериментальный проект, основанный французским миллиардером-филантропом, ставит своей целью сломать все шаблоны. Основатели школы «42» убеждены, что лучший способ научить людей языкам программирования — дать им возможность учиться друг у друга. В школе нет преподавателей, а в качестве источника знаний выступают однокурсники и интернет. Занятия проходят за компьютерами, объединенными в сеть.

Чтобы попасть в школу, кандидаты в возрасте от 18 до 45 лет должны за несколько месяцев до старта учебы отправить заявку на поступление и пройти небольшой тест, в котором проверяют память и логическое мышление. Опыт программирования и дипломы о предыдущем образовании не важны.

Следующий этап — четырехнедельный интенсивный курс Piscine (в переводе с французского — «бассейн»). В течение месяца студенты курса учатся с утра до ночи без выходных. Из всех, кто начинает учебу, такой ритм выдерживают только 10–20% студентов — они и получают приглашение на основное обучение, которое длится от трех до пяти лет в зависимости от того, насколько быстро учится студент и сколько направлений он выберет. Точные критерии отбора организаторы не разглашают, но отмечают, что смотрят на трудолюбие учащихся, их прогресс и готовность делиться знаниями с товарищами.

В школе «42» нет привычных лекций и стандартизированных учебников. Студенты получают задания, а решения ищут самостоятельно. За каждое решение им начисляются очки опыта. Работы друг друга проверяют одногруппники, а затем — компьютерная программа. Чтобы получить оценку программы, нужно проверить работы двух других студентов и получить два отзыва на свой код. Это тоже элемент обучения: важно уметь разбираться в чужом коде и объяснять свой ход мыслей. Это развивает когнитивные и коммуникативные навыки.

Списывать здесь можно, но при одном условии: нужно детально разобраться, как одногруппник решил эту задачу, действительно понять логику и принципы, а не просто списать.

NMITE — New Model Institute for Technology and Engineering

Главная идея британского NMITE — сделать учебу инженеров максимально приближенной к работе и решить проблему дефицита кадров в стране. Это отразилось и на графике занятий, и на содержании учебных программ.

Студенты учатся три года и получают образование в области комплексной инженерии. Задача института — подготовить специалистов, способных решать глобальные проблемы человечества (доступ к чистой воде, устойчивое производство продуктов питания и другие).

Поступление в NMITE отличается от поступления в другие инженерные институты, так как здесь не требуется предоставлять сертификат A-Level (британский расширенный аналог ЕГЭ) по математике или физике: эти дисциплины преподаются во время учебы.

Студенты проводят на учебе пять дней в неделю с 09:00 до 17:00. При этом здесь нет лекций, домашних заданий, длинных каникул и сессий. Учеба состоит из четырехнедельных спринтов, во время которых студенты решают производственные инженерные задачи, поставленные компаниями-партнерами. То есть фактически они ходят на работу и получают не только профессиональные навыки, но и учатся взаимодействовать с командой и управлять проектами. Также студенты встречаются с приглашенными спикерами, которые делятся своим опытом и задают учащимся каверзные вопросы, связанные с их проектами.

Модель обучения NMITE можно охарактеризовать как идеальное сочетание инженерных навыков (hard skills) и soft skills — навыки мышления, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки.

Вместо экзаменов студенты защищают два вида командных проектов, заказчиками которых выступают комьюнити Херфорда и производственные компании. В обоих случаях они решают реальные задачи. Финальным испытанием становится индивидуальный проект на темы, связанные со здоровьем, образованием, безопасностью и инфраструктурой.

NMITE готовит игроков рынка труда, которые сразу же после выпуска обладают нужными для работы навыками — от hard skills для решения тех или иных производственных задач до soft skills для управления проектами и командами.

ТюмГУ

Тюменский государственный университет одним из первых в России внедрил для студентов индивидуальные образовательные траектории и в 2022 году планирует перевести на них всех учащихся. Но уже сейчас на занятиях собираются студенты разных курсов и направлений.

Учебный трек формируется из нескольких блоков дисциплин:

  • CORE — базовые дисциплины для студентов всех направлений. Они совпадают с дисциплинами, которые изучаются в традиционных университетах, но в ТюмГУ студент выбирает уровень сложности, модули и даже преподавателей и команду для проекта.

  • MAJOR — дисциплины для формирования профессиональных компетенций. На первом курсе — фиксированный набор предметов, на старших можно получать углубленные знания в наиболее интересных областях.

  • ELECTIVES — дисциплины, которые позволяют углубить профессиональные знания или, напротив, овладеть дополнительными навыками — от живописи до программирования. За время учебы нужно пройти 12 элективов.

  • MINOR — профессиональный модуль для тех, кто хочет получить дополнительную специализацию. Например, можно стать экономистом со знанием китайского языка. Этот модуль позволяет овладеть дополнительными навыками и стать более востребованным на рынке труда.

С первого курса студентам помогают тьюторы. Они сопровождают студентов при выборе дисциплин и объясняют, как определить первостепенные учебные задачи. Все индивидуальные планы создаются на специальной платформе. Благодаря индивидуальной программе наиболее талантливые студенты больше не обязаны учиться по программе, рассчитанной на средние способности.

Результаты ТюмГУ показывают, что с применением индивидуальных образовательных траекторий растет количество смен направлений подготовки в рамках одного блока. Это значит, что студенты получают возможность понять свои профессиональные интересы раньше своих сверстников, обучающихся по общей программе.

Заключение

Все проекты в подборке объединяет фокус на командной работе и гибкости мышления, ориентация на максимальную пользу для каждого конкретного студента. Безусловный пример обучения не для галочки, когда во главе угла стоит не план по выручке, а реальный образовательный результат и ценность для общества.

Несмотря на то что не каждый взрослый может позволить себе несколько лет интенсивной учебы, принципы и подходы инновационных школ применимы и в формировании коротких программ, и в корпоративном обучении: персональные образовательные треки, поддержка инициативы кросс-функциональных проектов, фокус на групповой динамике, поощрение самостоятельности и развитие мягких навыков. Только так можно подготовить не просто сильных профессионалов, но людей, которые готовы оставаться востребованными в максимально изменчивой реальности.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Иллюстрация: souda / Depositphotos.com