Человек обычно с оптимизмом смотрит в будущее и верит, что завтра проснется лучшей версией себя. Он хватается за все и сразу и записывается на самые разные курсы, которые часто оказываются незаконченными. Наталья Влодавская, директор по сервису Skillbox, рассказала о том, как можно извлечь пользу из уже купленных образовательных продуктов, до которых никак не доходят руки.

Наталья Влодавская

Директор по сервису Skillbox

Образование — не фастфуд

Образование давно перестало быть уделом избранных. С одной стороны, это прекрасно. С другой — обучение стало такой же обыденностью, как поход в магазин, потому что доступно каждому. И «доступно» означает не «могу купить», а «могу воспользоваться».

Когда на отдыхе предлагают попробовать дайвинг или полет с парапланом, нам не кажется, что после можно записываться на спортивные соревнования. С обучением же получилось иначе. Кажется, что, если программа длится 100 часов, ровно через 100 часов можно стать специалистом и конкурировать с людьми, которые уже несколько лет работают в этой области. Это как в школе, помните? «Я учил». Круто, конечно, но надо бы сначала выучить, а потом научиться этим знанием пользоваться. Но невозможно стать рок-звездой, просто купив гитару и даже выучив несколько песен. И, покупая курс, не стоит надеяться, что файл со знаниями и умениями автоматически появится в голове, как в фильме «Матрица».

Образование превратилось в товар массового потребления, и ожидания теперь у многих такие же, как от товара или услуги и сопутствующего им сервиса

Так, распространяются суждения: «Клиент всегда прав», «Я не буду напрягаться за свои деньги», «Я плачу вам не за то, чтобы что-то гуглить».Такой подход, по моим наблюдениям, сильно мешает: учащиеся не всегда извлекают пользу, поскольку воспринимают знания как готовый продукт, который после оплаты кто-то должен вложить им в голову. Мы привыкли получать бесплатное образование в школе и занимать бюджетные места в вузе — там вроде как нормально прикладывать усилия. А если деньги были из собственного кармана, получается, вроде от этой обязанности и откупился.

Образование — это не шопинг и не потребление фастфуда. Быстрой дофаминовой реакции не случается. Чаще можно прийти к разочарованию из-за несоответствия ожиданий быстрого успеха и реальности, где нужно не только платить, но и работать, а также расстроиться из-за потраченных денег и израсходованного впустую времени. Подобное случается с покупателями курсов на любых площадках. Чтобы наши пользователи как можно реже сталкивались с таким разочарованием, в Skillbox еще на старте обучения мы делимся со студентами приемами, которые помогают извлечь из образования пользу и не остановиться на полпути. Ниже я привела пять тезисов. Они будут полезны тем, кто имеет привычку покупать курсы и потом не проходить их.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Мы учимся новому каждый день, часто не замечая этого

Вокруг нас происходит столько нового, мир стремительно несется вперед, мы узнаем про новые технологии, выбираем и покупаем новую технику, учимся ею пользоваться — это происходит каждый день. Увлекаясь чем-то, мы подписываемся на интересных блогеров, покупаем книжки, обсуждаем это с друзьями.

Так же должно входить в жизнь и новое обучение. Если вы выбрали новую область или профессию, которая вас не увлекает, будет очень тяжело. Тому, кто пишет с ошибками, будет сложнее освоить профессию копирайтера, чем тому, кто в детстве зачитывался Розенталем. И стоит сто раз подумать, идти ли учиться аналитике данных, если математика в школе вызывала отвращение. Необходимы стартовый фундамент знаний и желание развиваться. Вам будет нужно общаться в сообществах, ходить на митапы, участвовать в хакатонах, смотреть дополнительные лекции, постоянно что-то читать и изучать, устраиваться на стажировки и практиковаться.

Да, можно и без этого, так же как можно пробежать марафон с больной ногой, просто будет в разы сложнее.

Покупая курс, вы платите за экспертизу людей, которые работали над ним

В интернете информации не просто много, а чрезвычайно много — и почти вся она доступна бесплатно. Нет таких тем, по которым не писали бы книг, не снимали видеообзоров, а также не создавали бы тонны бессмысленных текстов для SEO. Но без понимания предмета сложно отличить нужную вам информацию от бесполезной, достоверную — от непроверенной. Не обязательно она бесполезна для всех. Тема «Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных» — очень важная, но стали бы вы давать ее иностранцу на первом уроке изучения русского языка?

Информацию нужно не только найти, но и структурировать ее во внятный пошаговый план, который позволит получить комплексные знания и освоить навыки или профессию.

Покупая курс, вы платите за работу большой команды: экспертов-преподавателей (спикеров курса), методистов, продюсеров, кураторов. Они уже провели исследования и изучили рынок труда, определили востребованные компетенции и собрали для их освоения только необходимую и проверенную информацию, привлекли сильных спикеров, помогли им сделать занятия простыми для понимания новичками, оценили после окончания курса продуктивность, удовлетворенность и обучаемость студентов, вновь доработали программу и так далее. Из этого и складывается ценность курсов.

Рациональность и естественная мотивация — два главных помощника в образовании

Все очень много говорят о мотивации — внешней, внутренней, позитивной, негативной. Попробую проще. У каждого человека есть причина, по которой он пришел на курс. Иногда это вполне осязаемая цель — у одного, например, улететь в Новую Зеландию работать, и нужно за пару месяцев освоить английский с четким пониманием ситуации, в которой он окажется, если не сможет изъясняться в чужой стране. Другого не повысили в должности из-за отсутствия конкретных навыков и дали два месяца на их наработку. У третьего — желание работать в области, которая привлекала с детства, при этом есть ограниченный запас ресурсов на время учебы, а через условные полгода уже необходимо начать зарабатывать новой профессией. Все эти люди активно учатся и не мучаются от недостатка мотивации.

А бывает так, что есть еще не оформленное желание изменений, «лучшей жизни», на глаза попадается реклама или пример знакомого, человек покупает курс под воздействием сиюминутного желания («Куплю выгодно сейчас, а потом разберусь, зачем мне это нужно»), внешних ожиданий других людей или навязанных обществом стереотипов («Пойду в программисты, потому что им много платят», «Куплю феррари и уеду в США»).

В итоге получается так, что первые (с осязаемой целью) относятся к обучению как к долгосрочному проекту.

Воспринимают обучение как часть образа жизни: составляют план и придерживаются его, регулярно выполняют задания и делают что-то дополнительно, сохраняя баланс учебы и остальной жизни

У них больше шансов закончить курс, чем у того, кто фанатеет от своего дела, но учится по ночам и сгорает за пару недель либо просто ждет вдохновения и удобного момента.

Мы помогаем трансформировать порыв в цель, а достижение цели разложить на этапы, учим планировать жизнь и учебу таким образом, чтобы можно было достигать результатов даже на большой дистанции.

Три полезные привычки: учиться, анализировать себя и принять то, что сразу идеально не получится

Приобретая онлайн-курс, вы делаете выбор и в пользу формы образования. Тут больше личной ответственности, но под себя можно подобрать программу с нужной степенью «контроля». Есть вендоры, которые предлагают курсы по принципу учебы в школе или вузе с жесткими сроками, есть более мягкие и гибкие форматы, рассчитанные на осознанных студентов, как у нас. Конечно, сервис может устанавливать дедлайны, но «гонять» по темам, контролировать и наказывать никто не будет. Чтобы не откладывать все на потом, сделайте обучение такой же ежедневной рутиной, как приготовление еды или прогулка с собакой. Вам это нужно, и вы найдете на это время. Некоторым помогает планирование дня, времени и формата учебы, а на контрасте — и дней отдыха.

Привычкой должна стать не только учеба, но и ее анализ. Но не обесценивайте свои достижения — не сравнивайте свое начало с чужой серединой. Да, вы не рисуете так, как ваш любимый иллюстратор, но было бы странно, если бы вы перегнали его за пару недель. Люди теряют мотивацию из-за несоответствия результата своей работы и воображаемой картинки. Расстраиваются от советов по доработке, воспринимая свою работу как результат обучения, а не как продолжение этого процесса. Не сдавайтесь на старте — ошибки должны стать комфортной частью процесса и побочным эффектом развития. Не ждите быстрых результатов сразу.

Онлайн-курсы больше подходят тем, кто умеет отстаивать свои границы и право на образование перед собой и близкими

Во взрослой жизни есть некоторый набор действий, которые составляют ежедневную рутину: работа, покупки, уборка и готовка, уход за детьми. Это социально одобряемые действия, за которые людям чаще всего не бывает стыдно или неловко.

И есть другая часть жизни, которая выстраивается как бы вокруг «обязательного», урывками, если есть время. «Поиграю в компьютерную игру, когда приготовлю ужин», «Зашью, уберу, уложу — потом почитаю, если останется время».

Учеба у части людей попадает в первую категорию, и тогда они смело откладывают уборку, объясняя семье, что у них важное дело — сделать задание. А у других она попадает во вторую категорию. И тут начинаются переговоры с собой, поиск подходящего момента. Слушать лекции, стоя в пробке, сидя на велотренажере, готовя ужин мужу или делая домашние задания с ребенком, тоже можно. Но если совсем нет спокойного времени, выделенного для учебы, она начинает съедать время отдыха и раздражать.

Многим из нас нужно позволить себе учиться и разрешить улучшить жизнь доступным способом. Поверить в себя и в то, что может быть лучше, если приложить достаточно усилий. Мы многое делаем для других, а свои приоритеты часто отодвигаем на дальний план. Онлайн-обучение, по мнению некоторых, — роскошь, излишество, блажь. Например, вы объективно не сможете учиться, когда у вас на голове трое детей и муж говорит что-нибудь вроде «Нормальные женщины пироги пекут, а ты тут какой-то ерундой занимаешься». Дайте себе разрешение спокойно учиться, если хотите этого. А если не хотите, то не стесняйтесь этого не делать.

Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.

Иллюстрация: cgtomp / Depositphotos.com