Человек обычно с оптимизмом смотрит в будущее и верит, что завтра проснется лучшей версией себя. Он хватается за все и сразу и записывается на самые разные курсы, которые часто оказываются незаконченными. Наталья Влодавская, директор по сервису Skillbox, рассказала о том, как можно извлечь пользу из уже купленных образовательных продуктов, до которых никак не доходят руки.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/422/image/base_1f03f3c579.jpg)
Наталья Влодавская
Директор по сервису Skillbox
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Образование — не фастфуд
Образование давно перестало быть уделом избранных. С одной стороны, это прекрасно. С другой — обучение стало такой же обыденностью, как поход в магазин, потому что доступно каждому. И «доступно» означает не «могу купить», а «могу воспользоваться».
Когда на отдыхе предлагают попробовать дайвинг или полет с парапланом, нам не кажется, что после можно записываться на спортивные соревнования. С обучением же получилось иначе. Кажется, что, если программа длится 100 часов, ровно через 100 часов можно стать специалистом и конкурировать с людьми, которые уже несколько лет работают в этой области. Это как в школе, помните? «Я учил». Круто, конечно, но надо бы сначала выучить, а потом научиться этим знанием пользоваться. Но невозможно стать рок-звездой, просто купив гитару и даже выучив несколько песен. И, покупая курс, не стоит надеяться, что файл со знаниями и умениями автоматически появится в голове, как в фильме «Матрица».
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Образование превратилось в товар массового потребления, и ожидания теперь у многих такие же, как от товара или услуги и сопутствующего им сервиса
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Так, распространяются суждения: «Клиент всегда прав», «Я не буду напрягаться за свои деньги», «Я плачу вам не за то, чтобы что-то гуглить».Такой подход, по моим наблюдениям, сильно мешает: учащиеся не всегда извлекают пользу, поскольку воспринимают знания как готовый продукт, который после оплаты кто-то должен вложить им в голову. Мы привыкли получать бесплатное образование в школе и занимать бюджетные места в вузе — там вроде как нормально прикладывать усилия. А если деньги были из собственного кармана, получается, вроде от этой обязанности и откупился.
Образование — это не шопинг и не потребление фастфуда. Быстрой дофаминовой реакции не случается. Чаще можно прийти к разочарованию из-за несоответствия ожиданий быстрого успеха и реальности, где нужно не только платить, но и работать, а также расстроиться из-за потраченных денег и израсходованного впустую времени. Подобное случается с покупателями курсов на любых площадках. Чтобы наши пользователи как можно реже сталкивались с таким разочарованием, в Skillbox еще на старте обучения мы делимся со студентами приемами, которые помогают извлечь из образования пользу и не остановиться на полпути. Ниже я привела пять тезисов. Они будут полезны тем, кто имеет привычку покупать курсы и потом не проходить их.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/852/image/base_ad073b7700.png)
Мы учимся новому каждый день, часто не замечая этого
Вокруг нас происходит столько нового, мир стремительно несется вперед, мы узнаем про новые технологии, выбираем и покупаем новую технику, учимся ею пользоваться — это происходит каждый день. Увлекаясь чем-то, мы подписываемся на интересных блогеров, покупаем книжки, обсуждаем это с друзьями.
Так же должно входить в жизнь и новое обучение. Если вы выбрали новую область или профессию, которая вас не увлекает, будет очень тяжело. Тому, кто пишет с ошибками, будет сложнее освоить профессию копирайтера, чем тому, кто в детстве зачитывался Розенталем. И стоит сто раз подумать, идти ли учиться аналитике данных, если математика в школе вызывала отвращение. Необходимы стартовый фундамент знаний и желание развиваться. Вам будет нужно общаться в сообществах, ходить на митапы, участвовать в хакатонах, смотреть дополнительные лекции, постоянно что-то читать и изучать, устраиваться на стажировки и практиковаться.
Да, можно и без этого, так же как можно пробежать марафон с больной ногой, просто будет в разы сложнее.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/853/image/base_f458f1eedf.png)
Покупая курс, вы платите за экспертизу людей, которые работали над ним
В интернете информации не просто много, а чрезвычайно много — и почти вся она доступна бесплатно. Нет таких тем, по которым не писали бы книг, не снимали видеообзоров, а также не создавали бы тонны бессмысленных текстов для SEO. Но без понимания предмета сложно отличить нужную вам информацию от бесполезной, достоверную — от непроверенной. Не обязательно она бесполезна для всех. Тема «Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных» — очень важная, но стали бы вы давать ее иностранцу на первом уроке изучения русского языка?
Информацию нужно не только найти, но и структурировать ее во внятный пошаговый план, который позволит получить комплексные знания и освоить навыки или профессию.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/420/image/base_84a2fd4e31.jpg)
Покупая курс, вы платите за работу большой команды: экспертов-преподавателей (спикеров курса), методистов, продюсеров, кураторов. Они уже провели исследования и изучили рынок труда, определили востребованные компетенции и собрали для их освоения только необходимую и проверенную информацию, привлекли сильных спикеров, помогли им сделать занятия простыми для понимания новичками, оценили после окончания курса продуктивность, удовлетворенность и обучаемость студентов, вновь доработали программу и так далее. Из этого и складывается ценность курсов.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/862/image/base_67f3f0b14e.png)
Рациональность и естественная мотивация — два главных помощника в образовании
Все очень много говорят о мотивации — внешней, внутренней, позитивной, негативной. Попробую проще. У каждого человека есть причина, по которой он пришел на курс. Иногда это вполне осязаемая цель — у одного, например, улететь в Новую Зеландию работать, и нужно за пару месяцев освоить английский с четким пониманием ситуации, в которой он окажется, если не сможет изъясняться в чужой стране. Другого не повысили в должности из-за отсутствия конкретных навыков и дали два месяца на их наработку. У третьего — желание работать в области, которая привлекала с детства, при этом есть ограниченный запас ресурсов на время учебы, а через условные полгода уже необходимо начать зарабатывать новой профессией. Все эти люди активно учатся и не мучаются от недостатка мотивации.
А бывает так, что есть еще не оформленное желание изменений, «лучшей жизни», на глаза попадается реклама или пример знакомого, человек покупает курс под воздействием сиюминутного желания («Куплю выгодно сейчас, а потом разберусь, зачем мне это нужно»), внешних ожиданий других людей или навязанных обществом стереотипов («Пойду в программисты, потому что им много платят», «Куплю феррари и уеду в США»).
В итоге получается так, что первые (с осязаемой целью) относятся к обучению как к долгосрочному проекту.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Воспринимают обучение как часть образа жизни: составляют план и придерживаются его, регулярно выполняют задания и делают что-то дополнительно, сохраняя баланс учебы и остальной жизни
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
У них больше шансов закончить курс, чем у того, кто фанатеет от своего дела, но учится по ночам и сгорает за пару недель либо просто ждет вдохновения и удобного момента.
Мы помогаем трансформировать порыв в цель, а достижение цели разложить на этапы, учим планировать жизнь и учебу таким образом, чтобы можно было достигать результатов даже на большой дистанции.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/859/image/base_d8b15c1c88.png)
Три полезные привычки: учиться, анализировать себя и принять то, что сразу идеально не получится
Приобретая онлайн-курс, вы делаете выбор и в пользу формы образования. Тут больше личной ответственности, но под себя можно подобрать программу с нужной степенью «контроля». Есть вендоры, которые предлагают курсы по принципу учебы в школе или вузе с жесткими сроками, есть более мягкие и гибкие форматы, рассчитанные на осознанных студентов, как у нас. Конечно, сервис может устанавливать дедлайны, но «гонять» по темам, контролировать и наказывать никто не будет. Чтобы не откладывать все на потом, сделайте обучение такой же ежедневной рутиной, как приготовление еды или прогулка с собакой. Вам это нужно, и вы найдете на это время. Некоторым помогает планирование дня, времени и формата учебы, а на контрасте — и дней отдыха.
Привычкой должна стать не только учеба, но и ее анализ. Но не обесценивайте свои достижения — не сравнивайте свое начало с чужой серединой. Да, вы не рисуете так, как ваш любимый иллюстратор, но было бы странно, если бы вы перегнали его за пару недель. Люди теряют мотивацию из-за несоответствия результата своей работы и воображаемой картинки. Расстраиваются от советов по доработке, воспринимая свою работу как результат обучения, а не как продолжение этого процесса. Не сдавайтесь на старте — ошибки должны стать комфортной частью процесса и побочным эффектом развития. Не ждите быстрых результатов сразу.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/050/850/image/base_0c8b7d0f04.png)
Онлайн-курсы больше подходят тем, кто умеет отстаивать свои границы и право на образование перед собой и близкими
Во взрослой жизни есть некоторый набор действий, которые составляют ежедневную рутину: работа, покупки, уборка и готовка, уход за детьми. Это социально одобряемые действия, за которые людям чаще всего не бывает стыдно или неловко.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/061/421/image/base_bc91a18860.jpg)
И есть другая часть жизни, которая выстраивается как бы вокруг «обязательного», урывками, если есть время. «Поиграю в компьютерную игру, когда приготовлю ужин», «Зашью, уберу, уложу — потом почитаю, если останется время».
Учеба у части людей попадает в первую категорию, и тогда они смело откладывают уборку, объясняя семье, что у них важное дело — сделать задание. А у других она попадает во вторую категорию. И тут начинаются переговоры с собой, поиск подходящего момента. Слушать лекции, стоя в пробке, сидя на велотренажере, готовя ужин мужу или делая домашние задания с ребенком, тоже можно. Но если совсем нет спокойного времени, выделенного для учебы, она начинает съедать время отдыха и раздражать.
Многим из нас нужно позволить себе учиться и разрешить улучшить жизнь доступным способом. Поверить в себя и в то, что может быть лучше, если приложить достаточно усилий. Мы многое делаем для других, а свои приоритеты часто отодвигаем на дальний план. Онлайн-обучение, по мнению некоторых, — роскошь, излишество, блажь. Например, вы объективно не сможете учиться, когда у вас на голове трое детей и муж говорит что-нибудь вроде «Нормальные женщины пироги пекут, а ты тут какой-то ерундой занимаешься». Дайте себе разрешение спокойно учиться, если хотите этого. А если не хотите, то не стесняйтесь этого не делать.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
Иллюстрация: cgtomp / Depositphotos.com
Комментарии
Комментировать