Дома культуры сегодня ассоциируются с блестящим паркетом, старомодными люстрами, полинявшими коврами и репродукциями классических куртин. Ну и куда же без фортепиано в коридоре? Туда приходят на экскурсии, концерты, но все это лишь часть того, чем действительно являются Дома культуры. Рассказываем, какую роль выполняют эти пространства и как их концепция изменилась за последние десятилетия.

Дома культуры в начале своей истории

Дом культуры — это клубное просветительское учреждение, в котором проводилась развлекательная и образовательная работа. Дома культуры считаются атрибутом стран социалистического блока: например, в СССР их массовое строительство началось в 1920-х годах, но еще до этого на территории страны существовали Народные дома.

Народные дома появились в России в 1883 году, первый дом был построен в Санкт-Петербурге по английскому образцу. В Народных домах также проводилась досуговая и просветительская деятельность, это были общедоступные учреждения, которые финансировались государством, муниципалитетом или частными благотворителями. В Народных домах проводили в основном просветительскую работу: учили слушателей читать и писать, проводили лекции, занимались дошкольным образованием детей. Эти функции сохранили и Дома культуры, впоследствии расширившие количество секций и активностей, доступных гражданам: к библиотеке и открытым лекциям добавились спортивные и танцевальные секции, танцы и другие виды самодеятельности.

«Россия унаследовала очень развернутую систему Домов культуры. Эта сеть развивалась практически на протяжении всего XX века, а роль учреждений менялась в соответствии с эпохой. Но были важные функции, которые эта система в той или иной комбинации всегда несла. Во-первых, это массовость и доступность: инфраструктура Домов культуры была доступна практически любому жителю страны. Во-вторых, это просветительская функция, нацеленность на повышение уровня образования жителей. В-третьих, это досуговая функция: Дома культуры всегда выполняли роль третьего места. И важно, что развивалась эта инфраструктура именно как система».

Роман Рудой, урбанист, старший преподаватель кафедры Глазычева РАНХиГС

Дома культуры строились практически во всех странах социалистического блока и за их пределами, их можно сейчас встретить в Болгарии, в Латвии, в Латинской Америке, а также в Испании, Франции и Канаде. В некоторых странах Домами культуры владела правящая политическая партия, а в других Дома культуры были частью системы, входившей в ведение Министерства культуры или Министерства молодежи и спорта (например, во Франции). Часто с прекращением деятельности партий или с крахом политических режимов Дома культуры, находившиеся непосредственно под контролем действующей власти или отдельных людей, испытывали проблемы с финансированием или вовсе прекращали свою деятельность.

«Начиная с 90-х годов прошлого века система находилась в кризисе. Во-первых, разрушилась сама система, Дома культуры сильно атомизировались, и каждый начал искать собственные пути выживания. Кто-то пытался сохранить старые функции, кто-то превратился в торговый центр или клуб. Начиная с 10-х годов предпринимаются попытки модернизации системы. Мы видим успешные кейсы КЦ ЗИЛ и другие проекты. Но, как мне кажется, этап осмысления новых реалий в масштабе остатков всей системы еще не завершен.

В современности именно глобальная роль Домов культуры не сильно поменялась. Функции третьего места, просвещения вкупе с массовостью остаются важными составляющими этой роли. Что точно сильно поменялось — это формат предоставляемых услуг и взаимодействия с аудиторией. Сейчас ценится ненавязчивость, открытость, возможность соучастия, формирование условий для самореализации, динамичность, мультиформатность. Эти качества и должны быть основой предоставляемых Домом культуры услуг».

Роман Рудой

Будем на связи! Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте каждую неделю подборки актуальных и интересных статей от нашей команды.

Дома культуры сегодня

Хотя сегодня человек может найти массу способов развлекаться и просвещаться за пределами дома и работы, Дома культуры не теряют своей актуальности. В современных реалиях они становятся мультиформатной площадкой для взаимодействия с аудиторией, пространством для общения и нетворкинга, а также берут на себя роль многофункциональных рабочих пространств, где есть коворкинг-зона, кофейня, кинозал.

«У современных ДК есть несколько инструментов взаимодействия с аудиторией: в первую очередь это предоставление пространства и инфраструктуры. Успешные кейсы многофункциональных центров (будь то Дома культуры или библиотеки) показывают, что создание ненавязчивого пространства, куда ты просто можешь прийти поработать, почитать, встретиться небольшой компанией, посмотреть фильм и т. д., пользуется успехом. Вторая важная составляющая успеха взаимодействия — окружающие сервисы, которые и составляют деятельность Дома культуры. То есть в отличие от твоей личной гостиной, где ты также можешь почитать или поработать, тут у тебя под рукой большой выбор книг, специалист, который всегда поможет с этим выбором разобраться, кофейня с вкусным кофе, а вечером будет интересная лекция или театральная постановка.

А третьей важной составляющей взаимодействия, пожалуй, можно назвать возможность оказывать влияние на предоставляемые сервисы, начиная от канала обратной связи (при условии, что он действительно работает и комментарии не остаются без внимания) и заканчивая возможностью участия пользователей в создании сервисов Дома культуры».

Роман Рудой

Многофункциональность пространств сегодня дополняют и более современные интерьеры, создающие разительный контраст с внешним видом зданий. Прошедшие реконструкцию Дома культуры и библиотеки используют цифровые сервисы для предоставления своих услуг.