Знания и навыки устаревают быстрее, чем мы успеваем их осваивать. Но все же есть ряд компетенций, которые помогут оставаться конкурентоспособным в условиях непрерывных перемен. Совместно с экспертами ТюмГУ рассказываем о 10 навыках.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/232/image/base_bf8d6b1dc7.jpg)
В детстве возможностей выбирать практически нет — за ребенка это делают родители, а в школе — преподаватели. Когда же студенты оказываются в университете, они сталкиваются с необходимостью делать выбор. Современная система образования 2+2+2 предполагает построение индивидуальной образовательной траектории. Например, такая модель реализована ТюмГУ. Но трудность заключается в том, что первокурсники не привыкли выбирать самостоятельно. Им мешает страх сделать неверный шаг, нежелание брать на себя ответственность. Во взрослой жизни неумение выбирать может стать серьезной проблемой в профессиональной и личной жизни. Наоборот же, те, кто обладает этим навыком, могут построить наилучшие для себя пути не только в карьере, но и в личной жизни, в обучении, саморазвитии.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/233/image/base_016cbd25bd.jpg)
Уметь работать в команде — значит взаимодействовать с другими людьми и использовать индивидуальные навыки так, чтобы эффективно достигать общей цели. Для этого нужно синхронизироваться с другими участниками, слышать их, распределять обязанности. Для работодателей этот навык крайне важен, так как команды являются основной организационной единицей во многих компаниях.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/234/image/base_777b23de82.jpg)
Сегодня ценятся специалисты, которые способны принимать решения в стрессовых условиях. Для этого нужно уметь оценивать текущую ситуацию, продумывать наперед и взвешивать все «за» и «против». В условиях неопределенности на продолжительный анализ нет времени — действовать приходится быстро.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/235/image/base_bb18f4a71e.jpg)
Во время процесса непрерывного развития необходимо «останавливаться» и анализировать происходящее. Это важно в обучении, в карьере, построении личных взаимоотношений и процессе саморазвития. Благодаря рефлексии мы понимаем, что нам подходит, а что — нет. Как минимум, человек периодически может задавать себе вопросы: что у меня получается и что у меня не получается? Почему? Что я могу сделать, чтобы учиться эффективнее? Чувствовать себя лучше? Во время самоанализа цель может меняться — это тоже результат рефлексии.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/236/image/base_a632c603e6.jpg)
Иногда цели долгосрочной перспективы кажутся размытыми. Целеполагание же помогает четко сформулировать ее, определить шаги и критерии, по которым можно оценить результат. Кроме того, целеполагание предполагает приоритизацию задач. Такая системность помогает упорядочить повседневную жизнь, процесс образования, развития и работы.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/237/image/base_9750ffc71e.jpg)
Аналитическое мышление нужно, чтобы оценивать ситуации, принимать взвешенные решения, прогнозировать и планировать. Развитие этого навыка помогает структурировать образовательный и рабочие процессы. Как следствие, это повышает уровень психологического комфорта и снижает степень неопределенности.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/238/image/base_022d788a4b.jpg)
Развитое критическое мышление позволяет анализировать и объективно оценивать явления для составления обоснованных выводов. Этот навык также подразумевает проверку поступающей информации на достоверность. Все это помогает нам защититься от фейков, навязанных мнений и предостеречь себя от импульсивных решений.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/239/image/base_aa5d73b413.jpg)
Цифровые навыки включают в себя умение пользоваться электронными таблицами, BI-инструментами, таск-трекерами (программы для управления проектами), понимать основы кибербезопасности для защиты персональных данных. Эти навыки пригодятся всем.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/240/image/base_25eaf28d6d.jpg)
Навык коммуникации необходимо адаптировать под разные условия. Речь идет не только об эффективном ведении переговоров. Умение слышать собеседника, считывать его запросы, понимать настроения, ставить и удерживать цель разговора, аргументировать свою точку зрения — все это входит в коммуникативный навык.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/382/image/base_c62916a187.png)
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/062/241/image/base_623756b3c6.jpg)
Этот навык позволяет решать проблемы и предотвращать их негативные последствия. Выражается он через умение системно анализировать процессы, оценивать и предотвращать риски.
Как развивать этот навык? В ходе обучения. В ТюмГУ применяется модель problem based learning — она предполагает, что в ходе обучения студенты развивают навык решения проблем в теоретических и практических ситуациях.
Мир не стоит на месте, и образование развивается вместе с ним. Актуальные тенденции в российском высшем образовании мы рассматриваем в спецпроекте «Образовательный навигатор» совместно с ТюмГУ.
Комментарии
Комментировать