С древних времен сны казались чем-то мистическим, скрывающим множество тайн и загадок. Считалось, что они могут показать будущее или прошлое, дать подсказку в сложной ситуации, помочь разобраться в чувствах и мыслях. Рассказываем, как люди толковали сны в разные исторические периоды.
Сны в первобытных культурах
О толковании снов в этот период мало что известно. Причины вполне понятны: есть не так много артефактов, которые помогли бы разобраться в представлениях древних людей о снах. Тем не менее кое-какие элементы первобытных культур сохранялись достаточно долго, чтобы их успели описать.
Некоторые исследователи полагают, что древние люди считали сон чем-то вроде маленькой смерти. По их представлениям, во время сна душа отделялась от тела и могла посещать иные миры. Британский этнограф Эдуард Бернетт Тайлор в своей работе «Первобытная культура» (1871) отмечал: некоторые первобытные племена верили, что во время сна душа буквально находится рядом с тем предметом или человеком, который ей снится. Кроме того, они думали, что «отделившаяся» душа может найти своего покровителя (тотем), поговорить с духами или получить знамение.

Тайлор пишет: «Рассказывают, что целое австралийское племя переселилось вследствие того, что кто-то из туземцев увидел во сне сову известной породы, а их мудрецы объяснили, что этот сон предвещает нападение другого племени. Зулусы… [если] видят во сне, что больной умер, что его вещи разбросаны, что его хоронят с плачем и причитаниями, говорят: „Мы видели его смерть во сне, стало быть, он не умрет“. Если же они видят во сне свадебные танцы, то это признак похорон. Маори также думают, что видеть во сне родственника умирающим — к выздоровлению, а видеть его здоровым — к смерти».
Таким образом, попытки толковать сны появились вместе с первыми примитивными культурами и были ни много ни мало важны для выживания племени. Подобная сакрализация снов была характерна и для более развитых обществ.
Древний Египет. Древняя Греция
Древнеегипетская цивилизация существовала в долине Нила с IV тыс. до н. э. по IV в. н. э. Представления древних египтян о снах были очень похожи на представления первобытных людей. Они считали сновидения чем-то вроде мостика между миром живых и миром мертвых, источником мистического опыта, который важно правильно истолковать. Это можно было сделать самостоятельно — с помощью сонников — или обратившись к жрецам.

В целом сновидения разделялись на «хорошие» и «плохие». Как отмечает в своей работе «Писцы Древнего Египта» М.А. Коростовцев, «хорошие» сны, по мнению египтян, посылал бог солнца Гор, а «плохие» — бог смерти, войны и хаоса Сет.
До наших дней сохранилось несколько древнеегипетских сонников. Судя по всему, было принято по-разному толковать сновидения женщин и мужчин. Кроме того, чтобы сновидения были более «информативными», человеку следовало заснуть там, где духам проще установить с ним контакт, — то есть в храме. Сны, в которых человек видел богов, считались самыми важными: они могли пролить свет на события настоящего или будущего, а еще обещали исполнение желаний. При этом кошмары могли привести к самым ужасным последствиям, так как говорили о гневе богов или духов подземного мира.
В Древней Греции представления о снах были в целом схожи с древнеегипетскими. Сны, увиденные в храмах, считались настолько важными, что на них основывались даже некоторые законы. Божества и духи могут делиться информацией о будущем, прошлом и настоящем. Тем не менее у некоторых философов, например Платона, появляется идея о том, что не все сны значимы и имеют божественное происхождение. Аристотель и вовсе считал сон особым состоянием сознания и скептически относился к концепции вещих сновидений.
Средние века и Новое время
В Средние века отношение к толкованию снов резко изменилось. Церковь считала, что это разновидность колдовства, а потому не приветствовала такую практику. Немногочисленные попытки исследовать сновидения основывались больше на античных подходах.
В Новое время ситуация стала меняться — на сны обратили внимание ученые. Они сосредоточились прежде всего на том, как сны влияют на организм и сознание человека. Появляются первые попытки связать сновидения с подавленными желаниями, в том числе эротического характера. Это отмечал, например, основоположник современной сексологии Рихард фон Крафт-Эбинг в своей книге «Половая психопатия». Об одном пациенте он пишет: «Его половая жизнь протекала в сновидениях…»
XX век и современность
Можно сказать, что с XX века толкование снов разделилось на два направления. Первое было связано с психоанализом и психиатрией в принципе, второе — с возрождением мистических представлений о снах. Правда, «возрождение» касалось скорее людей образованных: в других слоях общества толкование снов все это время было и оставалось частью суеверной, мистической картины мира.
Самой известной научной работой по толкованию снов стала книга Зигмунда Фрейда. В «Толковании сновидений» он отмечает, что сновидение само по себе — это проявление вытесненных желаний, а значит, с его помощью можно разобраться в нарушениях ментального здоровья человека (если они есть). Кроме того, сновидение позволяет человеку отдохнуть во время сна, показывая вытесненные желания не впрямую, а через систему образов и символов.

Что касается мистического направления, оно не слишком изменилось с древних времен — разве что роль божеств практически исчезла и сновидения понимаются теперь не так буквально. По-прежнему существуют сонники, основанные на народных верованиях и представлениях. Толкование снов остается способом объяснить мир — или самого себя.
Комментарии
Комментировать