Мы привыкли думать, что в восточной культуре женщина имеет в основном пассивную роль: она типичная «дева в беде», которую должен спасти токсично-маскулинный мужчина, чтобы потом прямо или завуалированно угнетать. Но если вы перечитаете сказки «1001 ночи» во взрослом возрасте, то узнаете, что женщина была далеко не на правах мебели. Рассказываем, какое место в менталитете людей, проживавших на территории Персидской империи, женщина занимала на самом деле, основываясь на сказках «1001 ночи».

Внимание! «Взрослый» контент, предназначенный для лиц, достигших 18 лет

Немного про «1001 ночь»

Цикл сказок «1001 ночь» — один из главных памятников средневековой арабской и персидской культуры. Ученые до сих пор спорят о том, когда именно были написаны сказания: одни утверждают, что это произошло в XV веке нашей эры, другие датируют цикл X веком нашей эры, а индологи и вовсе выступают за поиск самых ранних источников в текстах на санскрите.

Самое раннее издание уже переведенное для чтения европейцами, вышло в середине XIX века, хотя фрагменты цикла существовали намного раньше.

Интересна сама структура цикла: это не просто сборник народных сказок, они все упакованы в единую сюжетную канву. Рамочный сюжет многим известен: персидский царь Шахрияр каждый вечер берет в жены новую девушку, а каждое утро казнит ее, чтобы в тот же вечер жениться на новой красавице. Новой невестой становится дочь визиря, прекрасная и мудрая Шахерезада, которая отдаляет срок своей казни, ночь за ночью рассказывая царю сказки, пока не проходит 1001 ночь.

Кстати, приверженцы теории индийского происхождения сказок в качестве доказательной базы опираются именно на факт наличия рамочной истории. Этот прием характерен для индийских, а не для арабских текстов.

В конце истории царь милует свою жену, которая на тот момент успела родить от него троих детей, а царство процветает. Внутри этой рамочной истории находятся сказки, которые Шахерезада рассказывает Шахрияру: героические, плутовские, авантюрные. Многие из них мы знаем отдельно от цикла: например, «Али-Баба и сорок разбойников», «Повесть о царе Шахрамане, сыне его Камар аз-Замане и царевне Будур», «Синдбад-мореход». Большинство сказок адаптированы для детей, поэтому часто размывается и общее впечатление от этих сказок и культурный фон, который они передают. Из-за этого может сложиться и ложное представление о женщинах, которые предстают перед нами в этих произведениях.

Образ женщины в сказках «1001 ночи»

В целом можно говорить о том, что все повествование цикла держится на женских персонажах, начиная с Шахерезады, рассказывающей сказки, и заканчивая героинями ее историй. Но завязка цикла, еще до появления Шахерезады, также строится на роли женщин.

Краткий пересказ завязки рамочной истории

Жили два брата-правителя, Шахрияр и Шахземан. Шахрияр правил Персией, а его младший брат — Самаркандом. Оба были женаты. Однажды Шахземан решил отправиться навестить брата, оставил жену, но на пути вернулся, потому что забыл подарок для своего брата. Вернувшись во дворец, он увидел, что его жена изменяет ему с черным рабом. Охваченный гневом, Шахземан убил и жену, и раба, и грустный приехал к брату. Он долго не рассказывал ему о случившемся, а когда Шахрияр уехал на охоту, младший брат случайно стал свидетелем того, как жена брата изменяет ему с черным рабом, а ее невольницы также занимаются сексом с рабами, и продолжалось это до самого заката. Шахземан нашел брата, рассказал ему об этом страшном прелюбодеянии, и оба брата ушли странствовать. В своих странствиях они нашли прибежище джинна и спрятались, чтобы коварный дух не проклял их. Пока джинн спал, его сон охраняла его невольница — девушка, похищенная в день собственной свадьбы. Она увидела двух прятавшихся царей и заставила их заняться с ней сексом, угрожая в случае отказа разбудить джинна. Когда братья закончили, она показала им ожерелье из пятисот семидесяти перстней, каждый из которых принадлежал мужчине, с которым она изменила джинну. Шахрияра это настолько травмировало, что он решил, что женщины в принципе существа неверные, необузданные и несдержанные, поэтому с той поры он каждую ночь брал в жены девственницу, а наутро убивал ее, опасаясь новой измены. Так через 3 года в царстве не осталось девственниц, и Шахерезада, дочь визиря, сама решила стать женой царя, чтобы прекратить страшную традицию.

Уже с первых страниц читатель может обратить внимание на противоречивый и многогранный образ женщины, которая играет далеко не пассивную роль. Она обладает всеми чертами сложного персонажа, от роковой женщины до эпической героини и даже трикстера.

Женщина-хитрец

Вспомните сказку «Али-Баба и сорок разбойников». Али-Баба нашел пещеру с сокровищами, разбогател, и вскоре разбойники явились, чтобы поквитаться с ним. Но это не бывший бедняк уничтожил их, а рабыня Марджана, которая несколько дней не давала разбойникам найти дом, а когда главарь разбойников остался на ночлег под видом торговца маслом, Марджана сварила его сообщников заживо в кипящем масле и заколола главаря ножом. В благодарность Али-Баба сделал ее своей невесткой.

Более того, важное, практически первостепенное, значение придается женской сексуальности. Она изображается как природная сила, естественная потребность, не сдерживаемая ни законами, ни усилиями со стороны мужчин. Причем женщины часто используют свою сексуальность, чтобы издеваться над мужчинами, получать желаемое и часто делают это только ради удовольствия, а не для продолжения рода, что является вызовом патриархальному обществу, построенному на институте семьи. Такие персонажи часто являются антагонистами: например, жены-изменницы противопоставляются Шахерезаде, которая своей верностью и мудростью (хотя скорее все же хитростью), смогла положить конец маниакальному хобби своего мужа.

Больше чем просто жена

Но образ Шахерезады — это не просто жена, которая молчит в тряпочку, поддакивает мужу и делает все, чтобы ее не убили на рассвете. Она в то же время является примером образованной и эмансипированной женщины, которых, вообще-то, в Персидской империи было довольно много. Шахерезада в первую очередь является дочерью Визиря, она образованна, она знает легенды не только о торговцах из Багдада, но и о древних временах, а также о событиях, произошедших на территории Индии и Китая (также находившихся под влиянием Персидской империи). А когда она принимает решение стать женой Шахрияра, даже ее собственный отец-визирь при всем своем авторитете не может ей помешать.

Женщина-союзник

Одной из самых известных союзниц является принцесса Будур из сказки об Аладдине. В истории, ставшей основой для культовых фильмов Disney, Будур помогает своему мужу-Аладдину вернуть волшебную лампу. Она отвлекает внимание злого колдуна, которому в одной из интерпретаций сказки Аладдин отрубает голову. По сути, принцесса соучаствует в убийстве.

В конце истории, как мы знаем, Шахерезада помилована, она превращает правителя-тирана в справедливого царя, и свершившийся хеппи-энд охватывает не только царский дворец, но и все царство, знаменуя начало нового золотого века. Таким образом, как предполагают некоторые ученые, рамочная история также имеет назидательный характер, демонстрирует пример гармоничных отношений мужчины и женщины как союзников. Но стоит отметить, что в этом союзе женщина не просто хранительница очага, любящая, верная и демонстрирующая прочие «женские благодетели», она также образованна, обладает развитым критическим мышлением и определенной долей самостоятельности и ответственности.

Но, к сожалению, даже для самой смелой, жертвенной и мудрой женщины, какую только могли видеть страницы цикла, пиком ее истории все равно оказывался статус замужней женщины и матери. Такой «счастливый финал» получила и Шахерезада, и Марджана, погубившая 40 разбойников, и Будур.