Так уж вышло, что в большинстве случаев каждый крупный праздник, будь то Новый год или День Рождения, ассоциируются у нас с подарками, которые мы сами будем либо дарить, либо получать. Но почему и зачем мы участвуем в этом ритуале? Кто-то скажет, что дарить подарки приятно. Кто-то скажет, что так принято. А кто-то задумается и начнет искать признаки заговора магазинов безделушек. Разбираемся, почему мы вообще дарим подарки и почему нам (что уж греха таить) это нравится.

«Подарок» как социальный феномен

Вот уже больше 40 лет социологи, психологи и антропологи проводят исследования, чтобы получить представление о поведении людей, дарящих подарки.

Подарки преподносятся:

  • В честь ключевых жизненных событий. На свадьбу, день рождения, достижение совершеннолетия, рождение ребенка

  • В качестве средства для развития личных отношений. Сюда относятся подарки на День всех влюбленных и «подарки без повода»

  • Для поощрения экономического обмена. Это может быть как символический обмен подарками с деловыми партнерами, так и акции (по принципу «1+1») производителей различных товаров и услуг

Практика дарения также используется для социализации детей в соответствии с существующими моделями поведения.

Когда появилась эта практика и как давно она приобрела свой нынешний вид? В своем эссе французский антрополог-социолог Марсель Мосс представил теоретический анализ процесса дарения подарков, основанный на его исследовании среди различных первобытных, изолированных или древних обществ. Он пришел к выводу, что дарение — это самовоспроизводящаяся система взаимности, и резюмировал три типа обязательств, которые сохраняют «алгоритм» этой практики:

  • Обязанность давать. Требование отдавать может быть укоренено в религиозной или моральной необходимости, с сильной потребностью в признании и поддержании статусной иерархии и в установлении или поддержании мирных отношений или просто в ожидании взаимной отдачи. Эти мотивы, не признающие чисто бескорыстного даяния, встраиваются в ткань общества, так что при соответствующих условиях человек социально обязан дарить подарки.

  • Обязанность получать. Получение подарков считается в равной степени обязательным, а уклонение от подарков или отказ от них интерпретируется как необщительный или даже враждебный поступок. Напряженность возникает при получении подарка, и Мосс объяснил это событие тем, что принятие является неявным признанием зависимости от дарителя. Чтобы уменьшить это напряжение, выполняется так называемое обязательство взаимности.

  • Обязательство взаимности. Оно появляется из-за того, что неспособность компенсировать подарок в достаточной мере приведет к потере статуса и чувства собственного достоинства. Подарки в качестве компенсации, которые равноценны изначальному подарку или являются существенно более дорогими, порождают обязательство по возврату со стороны первоначального дарителя, и цикл восстанавливается.

Таким образом практика дарения подарков превращается в цикличную цепную реакцию, поэтому, если ваши родственники каждый год соревнуются в дороговизне и эксклюзивности подарков, в этом нет ничего противоестественного, это скорее можно назвать заложенной ошибкой системы. В целом практика дарения держится на стремлении достичь «сбалансированной взаимности», симметрии между дарителем и получателем, за счет смены ролей.

Но нельзя говорить о том, что вся традиция дарения — это бесконечная цепная реакция, в которой мы застряли, потому что какой-то древний человек подарил другому древнему человеку слишком красивый камешек. Дарение как социальная практика имеет под собой множество причин и значений, поэтому отнести ее только к одному знаменателю невозможно. Вот несколько основных причин, которыми могут руководствоваться люди, делая подарки:

Демонстрация заботы

Когда вы не просто купили первую вещь, которую нашли по поисковому запросу «подарок на Новый год купить со скидкой», а проанализировали километры своих переписок с собеседником и вспомнили, какие желания человек озвучивал. Да, с одной стороны такая практика звучит как альтруизм, но в такой ситуации даритель тоже получает моральный «бонус»: получивший подарок человек высоко оценивает уровень внимания и заботы со стороны дарителя.

Демонстративное потребление

Казалось бы, при чем тут ваши покупательские способности, если вы дарите вещь другому человеку. Но здесь как раз проигрывается концепция Мосса, по которой дарение подарка — это еще и демонстрация статуса. Здесь все зависит от правил и отношений, сложившихся внутри группы (или среди людей, где происходит акт дарения). И если в этом социуме обращают внимание на стоимость подарка или бренды, то способность подарить «статусный» подарок может стать не только актом доброй воли, но и демонстрацией, слегка припудренной альтруизмом.

Укрепление отношений

Иногда подарок может играть роль взятки. Причем вам не обязательно должен полагаться денежный эквивалент или ответная услуга, порой достаточно хорошего отношения в будущем. Такие подарки, выполняющие роль социального клея, могут дариться в рабочих коллективам или полагаться родственникам как бы в качестве извинения за то, что вы не предпримете никаких попыток общения с ними в течение всего следующего года. Возможно, вам даже не очень хочется дарить такие подарки, но вы все равно делаете их, потому что они способны поддерживать жизнеспособность отношений, когда у вас самих на это нет никаких сил.

Один и тот же человек в общении с различными людьми может применять все эти стратегии, а также может успешно объяснять самому себе, когда обмена подарками можно избежать. В конце концов, в отличие от животных, мы не так сильно привязаны к взаимному обмену.

Дарят ли животные подарки?

Каждый человек, которому кошка хоть раз складывала в тапок «добычу», уверенно скажет «да». Многие романтически настроенные ученые отмечали у животных и человека сходные паттерны поведения, в том числе в области обмена благами и объектами, так что в какой-то момент появилось убеждение, что животным тоже доступны бескорыстность и альтруизм.

К сожалению или счастью, подобное поведение существует только в детских мультиках с животными в главной роли. В дикой природе все гораздо изощреннее.

Дарить, чтобы выжить

У многих видов подарки — это также залог хороших отношений с представителями своего вида. Но ни у кого ставки не высоки так, как у пауков. У этих членистоногих подарок — важная часть брачного ритуала. Самец преподносит своей избраннице закутанную в паутину добычу, и, пока самка разматывает «упаковку», герой-любовник по-быстрому оставляет в красавице свой генетический материал. Без этого задабривания восьминогий Ромео рискует быть съеденным своей избранницей. Чем больше упаковки, тем больше шансов успешно размножиться и жить дальше свою паучью жизнь. Поэтому некоторые особенно находчивые пауки под множество слоев паутины прячут не целую добычу, а объедки.

Дарить, чтобы подружиться

Дарить умеют не только насекомые, но и приматы. Например, бонобо — высшие приматы — умеют делать подарки, воссоздавая концепцию Мосса, таким образом закрепляя социальные связи. Они могут делать подарки членам своей стаи, «обменом» гарантируя, что члены стаи в дальнейшем или подарят им что-нибудь, или предложат что-то равноценное. Например, самки бонобо вполне могут заняться с самцами сексом в обмен на подарочек. Причем «дарение» у бонобо не ограничивается только своим видом, они также могут «делиться» своей едой с людьми (например, с надзирателями в заповедниках), ожидая, что в дальнейшем они тоже принесут им вкусняшку.

Дарить, чтобы создать семью

Если вы считали, что самые романтичные птицы — это лебеди и голуби, то забудьте. Они, конечно, прекрасны, но не переплюнут пингвинов. Эти милые и временами неуклюжие птицы тоже формируют пары на всю жизнь, и начинается все с камешка. Вы наверняка видели фото пингвинов, дарящих своим избранницам камешки. На просторах интернета бытует поверье, что самки рассматривают такие подарки как украшения, но пингвинихи гораздо практичнее. Камни пингвины используют для строительства гнезд. И если пингвин дарит своей избраннице камень, это значит, что с него начнется их совместное строительство семейного гнездышка.