Ученые Института образовательных технологий в Открытом университете (Великобритания) вместе с другими международными исследователями ежегодно готовят публичный доклад «Innovative Pedagogy» о трендах в образовании. В докладе 2022 года отразили 10 тенденций в педагогике, у которых есть потенциал повлиять на всю систему образования. Российские эксперты и инноваторы, а также школьники и студенты оценили, насколько актуальными будут для отечественного образования в 2023 году общемировые тренды. Делимся основными тезисами.

Какие тренды мирового образования актуальны для российского

Гибридное обучение

Согласны 61,8% инноваторов

Комбинация аудиторного и онлайн-обучения популярна среди работников вузов. Однако в селах гибридный формат невозможен. Большинство опрошенных студентов и школьников отметили, что очное обучение для них эффективнее.

Программы микроквалификации

Согласны 46,1% инноваторов

Опрошенные эксперты прогнозируют развитие тренда на программы микроквалификации. В некоторых профессиональных сферах, например программировании, юриспруденции или психологии, микрообучение — привычный формат. Для других сфер такие программы помогают взрослым войти в новую профессию или перейти на новый карьерный уровень.

Совмещение учебы с практикой

Согласны 38,7% инноваторов

Эксперты говорят об устойчивом развитии этого тренда и появлении новых форматов, но отмечают недостаточную обеспеченность его ресурсами. Студенты и школьники хотели бы, чтобы практика была оплачиваемой.

Образование в соцсетях

Согласны 37,7% инноваторов

Несмотря на то что только треть инноваторов выбрала этот тренд, эксперты считают его перспективным. Получение знаний в соцсетях помогает восполнять пробелы формального образования, повышать мотивацию к учебе. В то же время школьники и студенты отмечают, что качество образовательного контента от популярных блогеров не высокое. Профессиональным преподавателям стоит научиться использовать соцсети: от этого выиграют и они, расширив аудиторию, и ученики, для которых формат образования в соцсетях привычен.

Автономное обучение

Согласны 33,2% инноваторов

Эксперты подчеркивают значимость этого тренда особенно для учеников старшего возраста и взрослых. Но в отношении автономного обучения детей эксперты отмечают, что оно подходит самым мотивированным ученикам. Школьники и студенты считают навык автономного обучения полезным, но признаются, что проще учиться под внешним контролем.

Образование для психологического здоровья

Согласны 24,6% инноваторов

Данный тренд отметили инноваторы-женщины и юные участники исследования (до 21 года). Эксперты также отмечают, что старшим поколениям сложнее признать важность психологической помощи. Эффективная система психологического просвещения и помощи пока что есть в единичных школах и вузах. Для ее масштабирования нужно в том числе преодолеть барьер перед словами на «психо-».

В еженедельной рассылке наша редакция рассказывает о полезных книгах. Подписывайтесь, чтобы познакомиться ближе с психологией, менеджментом и наукой.

Учет домашней образовательной среды

Согласны 17,9% инноваторов

Учет домашней среды возможен, когда образование индивидуализировано и обеспечено ресурсами. В ближайшей перспективе тренд вряд ли получит развитие в массовом образовании в России.

Совместный просмотр видео

Согласны 17,2% инноваторов

Мнения экспертов разделились. Одни считают, что просмотр и обсуждение фильмов формируют коммуникативные навыки и способствуют пониманию искусства. Другие возражают, что ученик в таком случае пассивен. Школьники и студенты говорят, что часто отвлекаются, поэтому для учебы удобнее смотреть короткие видео.

Рефлексия негативных эмоций

Согласны 12,4% инноваторов

Эксперты отметили, что в России данный тренд развит слабо при высокой актуальности. Он мог бы помочь предотвращать школьную травлю и дискриминацию в обществе. Масштабирование тренда возможно благодаря формированию культуры обсуждения негативных переживаний.

Беседы на прогулке

Согласны 9,1% инноваторов

Возможность обучения во время прогулок нравится инноваторам-горожанам и тем, кто работает в дополнительном образовании. Эксперты скептически относятся к идее проводить традиционные уроки на прогулке. Однако для таких дисциплин, как архитектура или экология, выход из класса может быть полезен.