Сегодня Чебурашка знаком каждому человеку, родившемуся в советском и постсоветском пространстве. Мультфильмы о меланхоличном крокодиле Гене и странном зверьке, похожем то ли на медвежонка, то ли на зайца, одинаково любимы и детьми, и взрослыми, а главные герои снискали популярность и любовь далеко за пределами России. Чебурашка за свою долгую жизнь успел стать не только любимцем детской аудитории, но и символом Олимпийской сборной, и даже получить статус «отечественного супергероя». Разбираемся, почему этот персонаж не теряет популярности и актуальности.

Как появился «Чебурашка»?

Чебурашка — один из главных героев серии детских книг Эдуарда Николаевича Успенского, детского автора и сценариста, подарившего читателям также цикл историй о дяде Федоре, братьях Колобках и гарантийных человечках. Истории из цикла «Крокодил Гена и его друзья» выходили с 1966 года, и довольно быстро полюбились советской аудитории. Уже в 1968 году режиссер-мультипликатор Роман Качанов (он также подарил зрителям «Тайну третьей планеты» и «Варежку») выпустил мультфильмы по мотивам книги. После успеха мультфильмов Успенский продолжил серию историй, иногда к нему присоединялись другие писатели, а после смерти автора истории о Чебурашке, крокодиле Гене, Шапокляк и других героях стали дополняться уже без участия их создателя.

Как утверждал сам Успенский в ряде интервью, персонаж Чебурашки был написан по воспоминаниям о собственной бракованной игрушке автора, которая была у него в детстве. А само имя появилось случайно, когда Эдуард Николаевич услышал глагол «чебурахнуться», то есть «упасть», от друга, у которого гостил.

Популярность персонажа довольно долго воспринималась как данность. Несмотря на то, что крокодил Гена больше похож на носителя «загадочной русской души», именно его миловидный товарищ стал международной знаменитостью. Колоритная парочка снискала признание в Швеции — первые мультфильмы об их приключениях появились уже в 1970-х, персонажи были похожи на советских героев, но этим сходство и ограничивалось. Шведские герои жили на книжной полке и затрагивали другие темы.

В 2000-х Чебурашка получил признание в Японии, в 2009 вышел короткометражный мультсериал о приключениях героя с крокодилом Геной, а в течение 2010 года режиссер Макото Накамура выпустил еще 4 полнометражных анимационных фильма.

В еженедельной рассылке наша редакция рассказывает о полезных книгах. Подписывайтесь, чтобы познакомиться ближе с психологией, менеджментом и наукой.

Почему Чебурашка так популярен?

Персонажи книги Успенского, в большинстве своем, были написаны со взрослых людей, и, по признаниям самого автора, история получилась совсем не детской. Меланхоличный крокодил Гена борется с одиночеством (сейчас к этому можно добавить и кризис среднего возраста с профессиональным выгоранием на пару), нарциссичная старуха Шапокляк занимается мелким вредительством, чтобы получить свою долю внимания. И все же именно Чебурашка становится самым узнаваемым из всех героев. Вот несколько причин:

Абсолютная доброта

Чебурашка, милый, добрый и местами наивный, воспринимает все события со спокойствием буддистского монаха. Его не тревожит вопрос самоидентификации, он быстро соглашается с новым именем и видовой принадлежностью, пока взрослые вокруг него ломают головы, что за зверек попал к ним в коробке апельсинов. Он не пытается вернуться домой или разыскать свою семью, быстро строит новые социальные связи, поддерживает и веселит тех, кто ему дорог. Несмотря на то, что у Чебурашки нет как таковой арки персонажа, его не тревожит внутренний конфликт, поэтому его можно помещать в любые сюжеты и обстоятельства и умиляться его спокойствию.

Дизайн персонажа

Во многом международной популярности Чебурашки поспособствовала работа дизайнеров, в первую очередь — художника-постановщика Леонида Шварцмана. Разработка внешнего вида героя для первых мультфильмов Качанова заняла почти два с половиной месяца, половину времени, отведенного на весь процесс создания фильма. Благодаря стараниям Шварцмана Чебурашка обладает максимальным количеством милых черт, которые человеческий мозг считает привлекательными: небольшой рост, округлые формы, большая голова по отношению к остальному телу, крупные глаза, относительно остальных черт лица. Аналогичные черты присутствуют у детенышей животных и младенцев, и достаточно одного взгляда на них, чтобы наша система мотивации и награждения начала работать и заливать нас ощущением умиления. Именно эти черты, в частности, обеспечили Чебурашке популярность в Японии, где уже была распространена «каваи-культура».

В своей статье, опубликованной в журнале «Новое литературное обозрение», Константин Ключкин объясняет популярность образа Чебурашки еще и глубинным символизмом, который считывается во всем, от поведения до внешнего вида героя. Как пишет автор: «Внешность Чебурашки, как и его имя, ассоциируется с глубинными для русской культуры мифологическими комплексами. Этот «неизвестный науке зверь» понимается «и детьми, и взрослыми» как помесь обезьянки с медвежонком. Медведь ярко представлен в качестве тотемного животного в фольклоре восточных славян. В связи с фигурой ваньки-встаньки реализуется сакральный смысл медведя как подобного человеку существа, а также как героя, наделенного божественной способностью умирать и возрождаться. Сакральными аспектами значения медведя опосредованы и популярность Чебурашки, и, возвращаясь к олимпийской теме, выбор именно мишки как символа Олимпиады-80. Родство между Чебурашкой и олимпийским мишкой отчасти объясняет и выбор первого в качестве символа олимпийской сборной последних лет. И «медвежонок» Чебурашка, и олимпийский мишка одомашнены и лингвистически — посредством уменьшительно-ласкательных суффиксальных форм, и визуально — с помощью выразительных глаз и маленьких, «детских» масштабов изображения. Таким образом они приближены к повседневным аспектам человеческого опыта. Вне зависимости от степени зрительской рефлексии сакральное значение медведя и фольклорные ассоциации с ванькой-встанькой ощущаются российской аудиторией как инстинктивно «родной» смысловой субстрат мультипликационного персонажа».

Благодаря всем этим чертам Чебурашка имеет репутацию абсолютно положительного, миролюбивого героя, который разделяет такие ценности как дружба, преданность, оптимизм, не теряющие актуальности во все времена.