Мы живем в мире, который постоянно усложняется. Чтобы ему соответствовать, в свою очередь, нам приходится усложняться самим. Все вокруг ежедневно становится технологичнее, ритмичнее, ориентироваться в окружающей действительности становится труднее. Это усложняет и процесс взросления детей или подростков. Вместе с Директором Института молодежи Николаем Бажитовым разбираемся, какими качествами сейчас должны обладать взрослые, чтобы быть по-настоящему нужными для взрослеющих молодых людей.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/068/324/image/base_d7e37e3ac9.jpg)
Николай Бажитов
Директор Института молодежи
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Мультивселенность
У каждого из нас в жизни существует масса различных вселенных. Кто-то спасается от работы, духоты, интернета на даче, где не ловят вышки сотовой связи. Кто-то проживает практически новую жизнь персонажем онлайн-игры. Такие вселенные есть и у детей, и у взрослых. Это вселенные, объединенные вокруг различных хобби, онлайн-игр, тусовок, встреч и косплеев. И молодым людям в их ближайшем окружении нужен взрослый, который как минимум признает, что такие вселенные есть и имеют полное право на существование. А как максимум — сам не боится вместе с молодым человеком эти вселенные освоить и присвоить, воспринимая их без эмоций, спокойно и
Соразмерность
Дети, подростки, молодежь в своей повседневной жизни для принятия решений обычно не мыслят абстрактными вещами: планетой, десятилетиями, веками. Они размышляют здесь и сейчас понятными для них пространствами и отрезками жизни — двор, район, день, время года — тем, что они видели, с чем сталкивались и что уже успели пережить. Учет этой «масштабности» сегодня критически важен. Взрослый все чаще должен суметь предложить молодому человеку ситуацию развития, при этом правильно оценив масштаб его жизни и понимания. Если эта сомасштабность нарушается, обе стороны просто разочаровывают друг друга. Взрослый считает молодого человека жутко инфантильным, а подросток записывает взрослого в «антиквариат».
Умение предложить молодым соразмерную «с хвостиком» жизненному опыту задачу развития — это одна из основ, позволяющих взрослым видеть инициативы молодых людей, поддерживать их, не подменяя своими представлениями или интересами. Благодаря этому молодые проживают собственные ситуации успеха.
Вкус к жизни
В этом пункте начать надо с простого вопроса: как может привить вкус и любовь к жизни тот, кто сам их давно потерял? Наверное, это прозвучит странно, но современным молодым людям в повседневной жизни не хватает взрослых, которые по-настоящему влюблены в жизнь или в свое дело, умеют создавать для себя смысл. И речь тут не о том, чтобы просто любить свою семью или работу, восхищаться интерьером дома или ловить вайб в отпускной поездке. Речь о том, чтобы вдохновляться всем происходящим с тобой здесь и сейчас комплексно: всем, везде и сразу. В единстве момента.
Вспомните, как сами выделяли среди университетских преподавателей тех, кто был еще и крутым действующим профессионалом, это было маркером того, что такому преподавателю можно верить.
Конечно, невозможно сделать так, чтобы все взрослые резко нашли дело или работу по душе и «преисполнились». Но в жизни каждого есть такой уголок, который вдохновляет. Хобби, маленькая привычка, что-то заставляющее глаза гореть. Воспитывающий взрослый должен в
Собственный дизайн
Есть у нас такая поговорка: «Встречают по одежке, провожают по уму». И я никак не могу понять, почему мы о ней забыли. В современном образовании мы часто обсуждаем, что упаковка имеет такое же важное значение, как и содержание. Формат значим, как и смысл. Нужные взрослые умеют себя упаковать.
Для молодого человека, только разбирающегося в мире, внешний вид взрослого, внешняя сторона поведения — это сигнал о его социальной состоятельности, его жизни: насыщенной и интересной или нет. Молодой человек не задает себе вопросов, как взрослый этого достиг, его не интересует, какие тяжести и лишения взрослому, возможно, пришлось преодолеть, ему просто образ или кажется привлекательным, или нет. И либо он будет готов, исходя из образа, на такого взрослого ориентироваться, либо решит, что никогда таким не станет.
«Со-ошибаторство»
Мы много рассуждаем в последнее время о соавторстве с молодыми. Но если посмотреть шире, то молодому человеку чаще нужно, чтобы взрослый был не столько соавтором, который вместе додумает, подстрахует и воплотит, сколько нужен взрослый, который не побоится «облажаться» раз за разом. Он умеет понять интересы молодого человека, готов пробовать, ошибаться и вместе делать следующий шаг. Нужного взрослого «неуспехи» не бесят, а учат. И эту же позицию перенимает за ним молодой человек.
Молодежи не хватает «играющих тренеров», способных вместе пройти сложный путь, который они уже проходили. Нужный взрослый — это товарищ, который помогает тебе пробежать марафон, который уже сам бегал, или одолеть вершину, до которой он уже сам добирался.
Помните у Высоцкого:
«Весь мир на ладони, ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем
Другим, у которых вершина еще впереди».
Тот, кто благодаря этой «зависти» поможет подняться на вершину еще одному или нескольким молодым. И искренне порадуется за них.
Комментарии
Комментировать