© [Андрей Серкин](http://serkin.ru/) ###Есть ли свои медиа у насекомых или эксклюзивное право на коммуникацию принадлежит человечеству? Какой эффект пчелиного роя имеет к современной сетевой культуре? Как поведение пчел может быть использовано в онлайн-торговле? Об этом — в переводе статьи [Rhizome.org](http://rhizome.org/) на T&P. В своей книге [«Медиа насекомых»](http://books.google.com/books?id=cLbYMCjAXY8C&dq=insect+media&source=gbs_navlinks_s) Юсси Парикка описывает археологию нечеловеческих медиа. В особенности его интересует взаимосвязь между животным миром и машинами, а также уникальная история насекомых, которые стали моделью для техники уже в конце XIX века и остаются ей до сих пор. В современных медиапрактиках насекомых обычно рассматривают для изучения флеш-мобов или эффекта пчелиного роя, когда примитивные участники системы, взаимодействуя, создают так называемый [роевой интеллект](http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82). Этот необычный подход имеет глубокие исторические корни: начиная с ранних попыток [Этьена-Жюля Маре](http://en.wikipedia.org/wiki/%C3%89tienne-Jules_Marey) запечатлеть незаметные движения полета насекомого в труде [«Животный организм»](http://books.google.com/books?id=1rxM56eyklsC&dq=la+machine+animale&source=gbs_navlinks_s) 1978 года до последующего вдохновения устройством насекомых строителей, архитекторов и геометров на протяжении XIX и XX веков. Далее предпринимались первые попытки объяснить природу роя, толпы и других «суперорганизмов». Так появилась [биомиметика](http://en.wikipedia.org/wiki/Biomimicry) — наука, которая изучает подход к созданию технологических устройств, при котором идея и основные элементы устройства заимствуются из живой природы. Одним из удачных примеров биомиметики является широко распространенная «липучка», прототипом которой стали плоды растения репейник, цеплявшиеся за шерсть собаки швейцарского инженера Жоржа де Местраля. Далее развитие кибернетики подошло к решающему моменту сопоставления животных рефлексов и технологических систем.

«Медиа насекомых»

«Танцующие пчелы»

«Животный организм»

Одним из наиболее занимательных примеров онтологии, который приводит Парикка, — это работа австрийского этолога Карла фон Фриша о пчелиной коммуникации «Танцующие пчелы» 1953 года. Работа Фриша была попыткой описать средства общения пчел, через которые они передают жизненно необходимую информацию. Благодаря тщательной, почти этнографической работе Фришу удалось отследить отдельных пчел и наблюдать то, что он впоследствии назовет их физическим языком — процесс, во время которого необходимая информация передается с помощью танца. Чтобы указать направление нового источника пищи и его удаленность от улья, пчелы начинают летать кругами, менять направления полета и энергично покачиваться.

Этот танец передается и остальным членам улья, которые подхватывают его и распространяют сообщение на всю колонию. Фриш сравнивает этот процесс с языком, поскольку он является средством передачи знания среди членов одной группы или общества. Парикка особо выделяет крайне аффективную форму такого общения, средства, которыми оно достигается, а также среду, которая обуславливает общение медоносных пчел.

Понимание пчелиного улья как автономной среды, которая движется, реагирует и сообщается с окружающим миром, тесно соотносится с современными теориями о рое и роевой логике сетевого общения. Получающаяся структура роевого интеллекта, которая состоит из тел или объектов, действующих в унисон, характеризует научные алгоритмы мультиагентных систем. Эти системы используются для решения таких задач, как онлайн-торговля, ликвидация чрезвычайных ситуаций и моделирование социальных структур.

В «Медиа насекомых» Парикка описывает то, что он называет «технологией природы» — тот способ установления связи с миром, при котором не только люди изобретают и изготавливают вещи и артефакты. Насекомых можно использовать как модель мышления, чтобы осветить бессознательные аспекты нашего опыта. Одним словом, «цифровые технологии и искусство обнажают животное начало в человеке».