Как современное искусство взаимодействует со своей аудиторией и каков язык этого общения? Какова роль новых медиа в этой коммуникации? Являются ли они просто посредником или становятся полноправными участниками творческого процесса? И может ли искусство существовать в виртуальном пространстве? Эти вопросы обсудили участники конференции «Искусство + новые медиа: язык общения с аудиторией», которая прошла 1 июня на факультете журналистики МГУ. T&P публикуют тезисы выступлений.

Елена Вартанова


О спикере: декан факультета журналистики МГУ, эксперт в области медиа-экономики, доктор филологических наук.

Новый тип человека — это человек медийный, который проявляет свою социальную сущность через и с помощью медиа. Мы наблюдаем процесс медиатизации нашей жизни, и журналисты, которые сейчас занимаются новыми медиа, являются скорее представителями креативного класса и создателями идей, которые находятся на пересечении медиа и искусства, нежели журналистами в классическом понимании этого слова. И именно новые медиа сегодня обостряют традиционный конфликт между креативным классом и рынком, между творцом и менеджером. Питер Друкер, как известно, вообще считал, что сегодня понятие менеджер заменило собой понятие капитал в марксовской модели «капитала и труда».

Взаимодействие цифровых технологий и новых медиа — культурологическая область. Их успешное взаимодействие и выход к аудитории могут дать новое понимание культуры. Но, например, в России существует цифровое неравенство, и отсюда — разное понимание культуры. Доступ к интернету и правильное взаимодействие искусства и медиа с аудиторией — это залог доступа к культурным ценностям, а не только способ организации бунтов и революций.

Николай Пророков


О спикере: бранч-менеджер проекта Time/food.

Арт-группа e-flux, которая была создана в 1999 году, прославилась с помощью, на первый взгляд, прозаической интернет-рассылки анонсов событий в мире искусства. Она специализируется в создании альтернативных систем обмена — это ее главный эстетический продукт. Распространение почти незаметно, но без него искусство попросту не стало бы частью культуры, не произошел бы контакт с публикой. Сначала группа наладила циркуляцию информации (интернет-рассылка e-flux), затем циркуляцию мнений, знаний и смыслов (интернет-журнал, временные художественные школы и дискуссионные площадки e-flux) и вот теперь налаживают безденежный обмен временем, возможностями и ресурсами (проект Time/bank).

Прудон в XIX веке выдвинул проект организации обмена без денег, желая при этом сохранить товарное производство. Он предлагал учредить «Народный банк», который принимал бы от производителя товар, взамен которого выдавал бы удостоверение о количестве труда, затраченного ими на его производство. На это удостоверение производитель мог бы получить в банке любую другую продукцию, на которую затрачено такое же количество рабочего времени. Арт-группа e-flux решила создать Time/Bank внутри художественного сообщества. Вы регистрируетесь на этом сайте и открываете счет, как в обычном банке, указав при этом, какими навыками вы обладаете, а затем вы получаете возможность обмениваться умениями и услугами с другими людьми. С помощью Time/Bank группа e-flux помогает установить совершенно необычные связи между профессионалами, заставляя их выйти из системы традиционных институциональных и товарно-денежных отношений.

Одно из направлений Time/Bank — проект Time/Food. Это полноценный ресторан, созданный под впечатлением от неформальных мексиканских ресторанов comida corrida. В прошлом году в Нью-Йорке группа e-flux открыла первый такой ресторан. Сейчас они работают в Берлине, а теперь и в Москве. Смысл этого проекта тот же: люди помогают друг другу, они зарабатывают электронные кредиты, которые смогут использовать в ресторанах. Но главное — не столько ресторан, сколько платформа для дискуссий. В послеобеденное время в московском Time/Food читали лекции художники, философы, критики и кураторы.

Ольга Шишко


О спикере: учредитель и директор центра культуры и искусства МедиаАртЛаб, руководитель факультета «Медиа-арта» в Академии коммуникаций Wordshop.

История современного искусства XX века — это история расширения и захвата пограничных территорий. Художник всегда стремился туда, где сила и новый зритель, стремился создать новые стратегии и новые пути коммуникации. Развитие новых каналов коммуникации и электронных технологий, их активное внедрение в область искусства не только предоставило художникам новый набор технических средств, но и радикально изменило их мировосприятие, так же как границы и сущность изобразительного искусства. «Спрос рождает предложение» в этом случае определяет ситуацию. Это одна из причин, породившая экспансию, с одной стороны, радикально мыслящих художников в кино, видео, сценический перформанс и так далее, а с другой — представителей этих видов искусства — на территорию расширяющего свои границы изобразительного искусства.

Исчезает произведение искусства как таковое — в качестве его замены выступают коммуникативные игры. Как пишет Петер Вайбель: «Художественный объект в классическом понимании заменяется открытой сферой действия, в которой создаются новые союзы между автором, произведением и зрителем, а также действуют новые контакты (преображенный автор и преображенный зритель)». Необходимо особо подчеркнуть, что говорить следует не столько о продуктах, сколько о практиках.

Оксана Бондаренко


О спикере: искусствовед, креативный директор международного арт-агентства The July16.

На сегодняшний день есть необходимость популяризировать и демократизировать искусство, прибегая к помощи новых медиа. Бояться доступного и массового изложения информации о происходящем внутри творческого процесса точно не нужно. Наоборот, надо стремиться к созданию научно-популярных инструментов в культурной среде, к нивелированию элитарности, которую несет в себе современное искусство. Профессия художника-творца действительно сама по себе элитарна, но послание, которое несет творческий процесс в массы, должно быть понято, вербализовано, расшифровано, чтобы в результате зритель смог принять или отвергнуть его.

Ниша, в которой агентство Оксаны Бондаренко хочет занять прочную позицию, — это биеннале современного искусства. Для этого агентством было разработано приложение для iOS — Biennale Way. В мире проводится порядка 100 подобных мероприятий, примерно около 35 крупных и значимых, именно с них агентство The July 16 начало свою работу. Биеннале — это всегда четкая структура, огромный разброс выставочных проектов по территории всего города (в Венеции было около 150 выставок, в Москве — около 90), продолжительность от месяца до полугода, участие представителей со всего мира и некоммерческий, то есть образовательный, характер. Получается, что Biennale Way — это функционально-контентный ресурс, необходимый любому посетителю (от профессионала до арт-путешественника) выставок.

Самое важное в этом приложении — это его контент. Агентство транслирует информацию о выставочном проекте, не прибегая к использованию ни одного официального, ориентированного на посвященного читателя, текста (будь то экспликация выставки или раздел в каталоге биеннале). Задаются вопросы, выработанные после опроса широкой аудитории, кураторам экспозиций, а полученные ответы ложатся в описание выставок. Получается своеобразная игра в Обриста.

Владимир Гарев


О спикере: креативный директор диджитал-агентства Grape.

В коммуникацию между художником и зрителем вмешивается бренд. Современное искусство по своей сути синтетическое: в нем смешаны приемы, технологии, форматы, методы и идеи. То же самое и в современной ситуации в рекламе. Именно на стыке этого они и взаимодействуют. В России пока очень мало рекламных проектов, на которых можно проследить, как взаимодействует искусство и определенный бренд, однако это хорошо видно на некоторых зарубежных примерах. Например, в случае с рекламной компанией Chevrolet, когда бренд становится частью творческого процесса, — и это как раз один из возможных способов коммуникации современного искусства со своей аудиторией, в данном случае, аудиторией этого рекламного ролика.

Еще один способ — когда искусство становится объектом этой коммуникации или даже предметом своеобразного медиа-исследования. Компания Red Bull недавно разработала проект Street Art View, при помощи которого пользователи со всего мира могут отмечать на карте объекты уличного искусства.

Фотографии: Илья Толстой