Евгений Стодушный прошел стажировку в одном из крупнейших в США культурных комплексов, где набирался опыта у ведущих арт-менеджеров и учился американской толерантности и вежливости, после чего продолжил свою работу в оркестре Владимира Спивакова. Новый герой в постоянной рубрике T&P.

Евгений Стодушный, 27 лет


Род занятий: менеджмент в сфере культуры.

Место стажировки: Кеннеди Центр (Kennedy Center).

Город: Вашингтон.

Срок стажировки: три месяца.

Обязанности: работа в отделах маркетинга, фондрейзинга, творческого планирования.

Место

Моя стажировка проходила в Кеннеди Центре — одном из крупнейших в США культурных комплексов. В его структуру входят здание-памятник с тремя театрально-концертными залами, Национальный симфонический оркестр, Вашингтонская национальная опера, балетная труппа Сюзанн Фаррелл, а также Институт арт-менеджмента имени Де Вос. Кеннеди Центр — это что-то вроде аналога Дома Музыки в Москве.

После зачисления стажера определяют в один из отделов Кеннеди Центра в соответствии со сферой его интересов, указанных в анкете. Для меня это был отдел маркетинга, отдел по работе с индивидуальными меценатами и отдел творческого планирования в Национальном симфоническом оркестре. В каждом из них я провел по месяцу, участвуя в повседневной деятельности, посещая «производственные» совещания и работая над поставленными задачами. Помимо практики, я должен был посещать лекции по менеджменту организаций культуры вместе с другими иностранными стажерами, работать с ними в группах, решать собственные задачи под руководством персональных менторов-сотрудников Кеннеди Центра.

Обязанности

Каждый час стажировки хотелось использовать максимально эффективно. С 09:00 утра начинались лекции и тематические семинары руководящего состава Кеннеди Центра или приглашенных спикеров. Основой образовательной программы был цикл выступлений генерального директора Майкла Кайзера. Именно его концепция управления организациями культуры обеспечивала успешное развитие Кеннеди Центра в течение последних 20 лет.

После лекций нужно было идти на свое рабочее место или работать в группах с другими иностранными стажерами. В первый месяц стажировки я участвовал в разработке стратегий по привлечению корпоративных спонсоров к фестивалю Maximum India, во второй месяц нужно было найти потенциальных меценатов для финансирования гастролей Балета Парижской оперы. Третий месяц я полностью посвятил работе в оркестре, чтобы узнать как можно больше нового об американской модели управления музыкальными коллективами. Рабочий день обычно заканчивался общим сбором и несколькими презентациями организаций, из которых стажеры приехали перенимать опыт. Теперь я реально разбираюсь в географии Африканского континента, а также почти научился правильно произносить китайские и камбоджийские имена.

Во время работы в отделе от стажера не требуют конкретных результатов, а пытаются привить логику мышления. Результаты нужно будет привезти на второй год, после применения полученных навыков дома. Для меня такими результатами стали два новых корпоративных партнера оркестра.

Корпоративная культура

Кеннеди Центр — это памятник Джону Кеннеди, президенту США, который личным примером вдохновлял своих сограждан на развитие и поддержку культуры. В одном из своих выступлений Кеннеди сказал: «Эта страна не может позволить себе быть материально богатой и духовно бедной». Большинство сотрудников центра искренне разделяют такое видение.

Корпоративный дух здесь крепок и основан не только на президентских цитатах. Генеральный директор Майкл Кайзер пользуется заслуженным авторитетом и любовью среди всего персонала. Майкл приходит в здание первым, а уходит одним из последних, его отличает фанатичная пунктуальность, обаяние и тонкое чувство юмора. Неудивительно, что благодаря такому профессиональному ориентиру между отделами и среди сотрудников идет здоровая азартная конкуренция.

Время в Кеннеди Центре, как и везде в США, считается самым дорогим ресурсом. Использовать совместный ланч для обсуждения рабочих вопросов с коллегами — это общепринятая норма. И, конечно же, легендарная американская вежливость и толерантность. В Вашингтоне и та, и другая приобретают какие-то совсем невообразимые масштабы.

В США меня удивила эффективность менеджмента в организациях, занимающихся культурной деятельностью. В современном мире успех творческого проекта во многом зависит от технологий его продвижения и способов подачи для публики. Американцы достигли в этом высокого мастерства. Директор по маркетингу может с невероятной точностью описать едва ли не каждого зрителя мероприятий, которые он продвигает.

Как попасть

Возможность стажироваться в Кеннеди Центре можно получить, подав заявление на участие в одной из образовательных программ Института арт-менеджмента имени Де Вос. Для иностранцев существует специальный курс, разделенный на три части: по месяцу каждый год, в течение трех лет. Отбор проходит на конкурсной основе. Сначала через сайт заполняется анкета, включающая в себя небольшое мотивационное письмо и эссе. Затем с кандидатом проводится телефонное интервью. Основной критерий — это стаж работы в культуре не менее пяти лет, четкий план саморазвития и желание делиться собственным опытом. Программа проводится на английском, но официальных сертификатов не требуется.

Бонусы

Программа Института арт-менеджмента возместила мне стоимость авиаперелетов, оплатила проживание в шаговой доступности от места стажировки и суточные. Самым главным бонусом для меня стали практические знания, которые получаешь от своих менторов, спикеров и образовательной программы в целом. За время стажировки увеличилось количество зарубежных профессиональных контактов с такими странами, как Китай, Индия, Австралия и многих других.

Вашингтон находится на восточном побережье. До Нью-Йорка ехать четыре часа на авто, а до Бостона час самолетом, так что в выходные удалось посетить оба города. Окунулся в местную творческую жизнь: в Нью-Йорке посмотрел спектакль «Дядя Ваня» в постановке Сиднейского репертуарного театра, с Кейт Бланшет в роли Елены, а в Бостоне попал на новую программу Сirque du Soleil.

Планы

По контракту между стажером и образовательной программой стажер должен не менее двух лет отработать в аналогичных организациях своего региона. Это полностью совпадает с моими профессиональными планам. Сейчас в Москве в системе управления культурой происходят положительные изменения. Эффективным организациям создают все необходимые условия для развития и роста. С уверенностью могу сказать, что полученные знания с успехом удастся применить в деятельности оркестра «Виртуозы Москвы», где я имею честь работать уже семь лет.

Но зацикливаться на американском опыте тоже не стоит. Там другая ментальность, другие социальные и культурные правила (не лучше или хуже, а именно другие). Следующим летом постараюсь попасть на один из европейских оперных фестивалей или на стажировку в концертный зал где-нибудь в Азии.

Я закончил продюсерский факультет ГИТИСа, где на пятом курсе серьезно увлекся менеджментом классической музыки. Диплом я уже защищал на тему зарубежного опыта в этой сфере. А затем начался мой роман с оркестром «Виртуозы Москвы». Это самый знаменитый камерный оркестр в России, его художественным руководителем является Владимир Спиваков. Стажировка помогла мне переосмыслить отношения между оркестром и его деловыми партнерами, по-новому осознать важность долгосрочного планирования.