
Если спросить «что такое стрит-арт» в поисковике, то выпадет россыпь определений от «провокации» и «хулиганского искусства» до «эволюционных форм граффити» и «особых форм погружения в городское пространство». Не имея прочной, а честнее сказать, практически никакой теоретической базы в стране, стрит-арт тем не менее живет полноценной тяжелой жизнью уличного организма. В течение декабря 2010 — января 2011 г. в Москве впервые пройдет выставка уличных трафаретов. Не погружаясь в морфологию понятия уличного искусства, T&P побеседовали с участниками и организатором выставки о границе между граффити и стрит-артом , его роли в современном искусстве и перспективах в международном пространстве, об общественном и политическом, о прошлом и будущем.
Спикеры (художники):
Капитан Бритва, Москва
Ame72, Лондон
Susie Garden (Strafe), Мельбурн
Incubus Project, Санкт–Петербург

Что такое стрит-арт? Есть ли разница между
Капитан Бритва (Zuk club): Стрит-арт — это любое искусство, созданное на улице и в рамках улицы. Под стрит-артом можно понимать и уличных музыкантов.
Susie Garden (Strafe): Оперируя общепринятыми понятиями, стрит-артом занимаются те художники, которые хотят взаимодействовать не только с людьми, которые ходят в музеи и галереи. Уличное искусство обращено к другим людям, а не к художникам. Стрит-артом сегодня может заниматься каждый, не имея даже художественных навыков. Каждый может с помощью Adobe Illustrator сделать наклейку. Граффити и

Incubus Project: Сложный вопрос. Из серии, что такое музыка? Уличное искусство —это диалог художника с уличным пространством.
Ame72: Граффити (как называют это медиа) — о буквах, именах и шрифтах. Стрит-арт же призван обратить внимание общественности на определенные идеи посредством трафаретов, наклеек, плакатов, инсталляций и прочего.

Дмитрий Красов: Большая часть граффити-художников преследуют цель красиво и качественно изобразить свое имя. Стрит-арт работы могут быть выполнены очень слабым владением художественной техники, но с очень сильным посылом. Это гораздо важнее. Я не могу отвечать за все граффити в целом, но, на мой взгляд, оно занимается самоцитированием.
Игорь Поносов: Тут происходит подмена понятий, поскольку под стрит-артом и уличным искусством мы подразумеваем форму «пост-граффити».
Игорь Поносов — составитель серии книг об уличном искусстве в России «Objects»; художник, куратор проекта «Стена» на Винзаводе, критик, теоретик.
Люди, которые изначально занимались граффити, естественным путем перешли в сторону формирования образов, сюжетов и наделения их концептом — так и появилось уличное искусство. Граффити — это шрифтовые композиции, где каждый тиражирует свое имя, таким образом, он продвигается внутри герметичного сообщества граффити. А у уличного искусства границы очень размыты: любая активность от наклеек на светофорах до интервенции в уличное пространство. Брейк-данс тоже может попасть под это определение. A.C.A.B. скорее можно отнести к граффити, хотя это спорный момент. Та же надпись их трех букв может позиционироваться и как граффити, и как
Можно ли художнику заниматься стрит-артом и обеспечивать себя?
Капитан Бритва (Zuk club): На данный момент нет. Можно заниматься оформлением, можно делать коммерческие проекты для различных компаний, но это уже не совсем уличное искусство. Если речь идет о заработке именно в качестве художника, правильнее, когда твои работы покупают.

Susie Garden (Strafe): В России очень сложно зарабатывать уличным искусством, потому что уличная культура очень молодая. Большинство людей в этой стране ничего не знает про
Incubus Project: Нет. Россия не готова к своим уличным художникам. Можно продавать футболки со своими принтами, но это не имеет никакого отношения к уличному искусству. Можно продавать картины, но прожить на это невозможно. У нас нет базы, нет единого стрит-арт движения, нет сообщества. Уличным искусством всерьез интересуются единицы.
Ame72: Я работаю и обеспечиваю себя только как художник. Можно зарабатывать хорошие деньги искусством, но я бы не назвал эти работы уличным искусством.
Можно перечислить категории уличного искусства? Наклейки, постеры, трафареты, граффити и
Капитан Бритва (Zuk club): Некоторые считают, что стрит-арт — это перечисленные тобой техники. Это не так. Это просто техники самовыражения.
Игорь Поносов: Как такового разделения нет, общепринято разделять по технике: трафареты, стикеры, постеры, скульптуры. По содержанию нет как таковых категорий, поскольку у нас мало людей, занимающихся теоретизацией, критикой и мониторингом всей сцены. Есть направление «интервенция» — это вторжение в город, изменения предметов городской среды. Например, перевернутая скамейка или две скамейки поставленные друг на друга.
Incubus Project: Если говорить просто о манере исполнения, то на данный момент в
Ame72: Уличное искусство может быть в любом виде, каком хочет художник. До тех пор, пока это на улице, это все уличное искусство.

Уличное искусство начинает «переходить» в галерейный, академический формат: работы Бэнкси продаются в галерее Нью-Йорка, недавно была выставка лондонских граффитчиков в Москве, выставка трафаретов Traforo. Стрит-арт не обманывает сам себя, если он изначально был направлен на борьбу с коммерциализацией, с консьюмеризмом, а сейчас начинает зарабатывать деньги?
Дима Красов: Я не вижу ничего страшного в этом. Это то же самое, что выкладывать фотографии работ в интернет, фотография уже в электронном формате, ее можно скачать или отправить другу, а это уже документация.
Капитан Бритва (Zuk club): Наоборот, было бы здорово, если бы галерейные художники начали заниматься уличным искусством. Галерея как площадка дает такой результат, который не может дать улица, и наоборот.
Ame72: Если ты можешь обеспечивать себя, делая любимое дело, иди и делай его.
Susie Garden (Strafe): Хороший вопрос. И я не знаю точного ответа. По-моему, это наивное мнение, что мы можем заниматься искусством без рынка вообще, это невозможно. Есть художники, которые выставляются в галереях и продаются за безумные деньги, однако они все равно найдут возможность поработать на улице. Это компромисс.
Incubus Project: Нет ничего вкуснее нового, как бы это не называли. Это не обман, это развитие.
Игорь Поносов: Есть сформированный арт-рынок, и он сейчас скучноват. Нужна свежая кровь и энергия. Кураторы и пытаются интегрировать уличную энергию в галереи.
Влияет ли развитие техник репрезентаций уличного искусства на развитие маркетинговых и рекламных технологий?
Игорь Поносов: Рекламные агентства перехватывают методы распространения информации быстрее, чем сами уличные художники. Причем это все делается силами этих же уличных художников и
Есть ли шанс в законодательном плане приблизится к Европе?
Дмитрий Красов: Шансов мало, но всегда есть надежда. Если проект хорош и интересен, официальное разрешение можно попробовать получить. Сразу откровенные работы или политические заявления никто не разрешит. Вандализм во всех городах вандализм. Просто в Европе выделяются некоторые районы, где можно официально рисовать. У нас это единицы официальных площадок в стране. В Москве есть площадка ВВЦ.
Есть крупные международные арт-выставки типа FIAC в Париже, FRIEZE в Лондоне, куда стекается весь арт-бомонд, галерейщики, скупщики, кураторы и т.д. Есть шанс у уличного искусства быть официально представленным на FIAC 2011 или 2012?
Дима Красов: Присутствие стрит-арт на подобного рода мероприятиях будет обязательно. Эта культура закрепится как некий пласт, потом к ней будет теряться интерес, затем возобновляться и т.д. Если сегодняшняя аудитория начнет ценить стрит-арт, то через 10 лет это будет уже классикой для другого поколения.
Susie Garden (Strafe): Почему бы и нет. Стрит-арт уже как старые новости. Это мейнстрим.
Incubus Project: Разве они еще там не представлены? Наверное, это из серии взять или нет сноубординг в олимпийские игры.
Игорь Поносов: Вполне возможно, потому что сейчас спрос на уличное искусство возрос. Конечно, все разговоры о
Ame72: Он уже представлен.

Стало модным задумываться о внешнем облике города, вело-парковках, действиях нового мэра в отношении городского убранства. По Генплану 2025 года порядка 70% исторических зданий в центре Москвы будет снесено. Как ты считаешь, это повлияет на
Капитан Бритва (Zuk club): Мне кажется, не повлияет особо. На современном здании особо не порисуешь, везде камеры и усиленная охрана. Если будут сносить здания, то, наоборот, на них можно будет свободнее рисовать.
Susie Garden (Strafe): Я предпочитаю, когда стена старая и интересная, когда видно последствия разрушения урбана. Когда видны следы старых плакатов. Рисовать на новых зданиях с огромными окнами — выглядит скорее как протест.
Incubus Project: Новостройки и
Игорь Поносов: Я думаю, что все влияет. Если посмотреть на европейские тенденции, в Германии например, достаточно жесткие штрафы за нанесение надписей. Это формирует новый формат, потому что художник должен максимально быстро нанести рисунок.

Акция арт-группы «Война» в
Дима Красов: Да. Вот именно то, что поднялось — это стрит-арт.
Капитан Бритва (Zuk club): Они акционисты, это по определению уличное искусство. Многие уличные художники вышли из «граффити» и они продолжают рисовать на стенах, но уже не граффити. Сейчас под стрит-артом понимают мейнстрим (пост-граффити), а «Война» не вписывается в эту категорию. Здесь совершенно другие мотивы.
Susie Garden (Strafe): Конечно. Это другая форма стрит-арта, ближе к перфомансу, к акции.
Incubus Project: Да, я живу рядом. Это стрит-арт. Хорошее взаимодействие с пространством. Встающий член! Разве это не поэтично?
Игорь Поносов: Если расценивать стрит-арт как форму пост-граффити, то это стрит-арт. Его трудно отнести к уличному искусству, потому что выбивается своим политическим подтекстом. Есть порталы, которые освещают уличное искусство во всем мире, они регулярно выкладывают акции «Войны».

Выставка Traforo.
Капитан Бритва (Zuk club): Удивило, что много работ на политическую тему. Не припоминаю, чтобы была раньше выставка трафаретов в Москве. Я показываю свою работу: два изображения, соединенные нитью. Нить имитирует лазер.
Susie Garden (Strafe): В Москве, в России люди очень оригинальны, более оригинальны, чем в Австралии. Я показываю на выставке триптих Носорог, на дереве. Я всегда делаю половину фигуративного, половину абстрактного изображения.
Incubus Project: Я ее еще не видел, буду рисовать прямо на открытии.
Дима Красов: Во-первых, выставка международная: присутствуют художники из Великобритании, Австралии, Финляндии, России, Украины, Белорусии. Во-вторых, выставка разбита на условные тематические пространства: социально-политическое, развлекательное и т.д. Рекомендую посетить все площадки, вход везде бесплатный, кроме одной галереи, там вход 50 руб. Выставка знакомит как можно большее количество людей с трафаретным искусством. Поэтому выбрана не одна площадка, а несколько галерей и
Что можешь пожелать стрит-арту и современному искусству?
Капитан Бритва (Zuk club): Стрит-арту желаю развития. Свободу «Войне». Сейчас происходит очень интересный момент, когда правительство начинает притеснять арт-сообщество. Надо стоять против этого, иначе ни к чему хорошему это не приведет.
Дима Красов: Нет смысла терять время, на то чтобы оправдать свою лень, нужно терять время на то чтобы реализовывать свои идеи.
Игорь Поносов: Уличным художникам хочу пожелать смелости и терпения противостоять агрессивной среде. Мне кажется в Москве очень агрессивная среда.
Комментарии
Комментировать