На прошлой неделе в Институте «Стрелка» прошли занятия летней школы по интеллектуальной истории под руководством Александра Эткинда. В рамках авторского курса специалист по истории русской мысли рассказал о связи психоанализа и революции, русских сектах и культурном значении оккупации — T&P публикуют видеозаписи лекций.
Сто лет психоанализа в России
Интеллектуальная история в версии Александра Эткинда биографична: исторический процесс формируется агентами, взаимодействующими друг с другом и с ситуацией согласно своим идеям и убеждениям. Так, на примере биографии Льва Троцкого, его ближайшего окружения и потомков Эткинд выявляет многие исторические факты и взаимосвязи, не вошедшие в образовательный канон. В рассказе историка они превращаются в фабулу захватывающего интеллектуального детектива: какую роль в развитии психоанализа, смерти Троцкого и создании атомной бомбы сыграли братья Эйтингтоны? Что такое psy-ences и каковы истоки фрейдо-марксизма? Почему после революции развитие психологии, в том числе и психоанализа, активно поддерживалось советским правительством?
История русских сект
Многие из внецерковных православных сект отличались радикализмом своих учений: «хлысты» верили, что Бог может воплотиться в теле человека; неуловимые «бегуны» считали имперскую Россию царством Сатаны; а «скопцы» отрицали любой сексуальный контакт и деторождение. По мнению Эткинда, влияние, которое эти духовные движения оказали на русскую культуру, оказалось вытесненным на периферию гуманитарных научных исследований, хотя многие русские интеллектуалы XVIII-XX веков интересовались деятельностью религиозных сект. В «Сказке о золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина, например, (являющейся также, по словам Эткинда, первой антиутопией русской литературы) присутствует образ скопца-мудреца. А «толстовство» может считаться своеобразной модернизацией сектантских практик с целью создания единой площадки, где интеллектуалы могли бы смешаться с народом.
Внутренняя колонизация
Колонизация, которая, согласно Эткинду, неразрывно связана с экономической эксплуатацией, насилием и культурным влиянием, может быть направлена как вовне (принимая форму, например, оккупации), так и внутрь собственной территории государства. Чтобы колонизация состоялась, необходима дистанция, которая может выражаться в любых различиях: религиозных, культурных, расовых и так далее. Что определяло процесс российской колонизации? Как понятие этномифологии и феномен крестьянской общины вписывались в космополитический проект Российской Империи? И как оккупация Кенигсберга калмыцкой конницей, входившей в состав русских войск, повлияла на философские взгляды Иммануила Канта?
Комментарии
Комментировать