Еще один способ получать знания за границей — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Любят ли за границей российских стажеров и сильно ли мешает языковой барьер? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы «Теории и практики» отвечают в рубрике «Первый опыт». Анастасия Рязанова окончила московскую школу компьютерной графики Scream school и устроилась работать в немецкую кинокомпанию Bavaria Film, где занимается обработкой видео, анимацией и спецэффектами.

Анастасия Рязанова, 25 лет

Род занятий: motion design

Место работы: одна из старейших в Германии и одна из крупнейших в Европе кинокомпаний Bavaria Film GmbH

Город: Вольфсбург

Срок работы: два года

Обязанности: работа над проектами

Место

Я работаю в немецкой компании Bavaria Film Interactive — это часть Bavaria Film GmbH — на позиции motion designer. C начала моей работы здесь прошло три месяца. Компания базируется в Мюнхене и полтора года назад открыла второй офис в Вольфсбурге, этот город — штаб-квартира концерна Volkswagen между Берлином и Ганновером. Именно сюда меня и пригласили.

Bavaria Film работает в области создания рекламных роликов, телевизионного контента, художественных фильмов, инфографики, web-коммуникаций, постобработки видео и спецэффектов. Ее клиенты — крупнейшие автомобильные концерны, международные корпорации в области электронных разработок, системные интеграторы, финансовые холдинги и прочие крупные компании. Компания располагает большим количеством съемочных студий, павильонов и специализированным оборудованием.

Сейчас я живу в Вольфсбурге. Город полон зелени, воздух здесь чистый и повсюду по газонам прыгают кролики. Первое время я думала, что их разводят специально, но на самом деле они дикие. Это выглядит очень мило и радует глаз. Приятно удивляет отсутствие пробок даже в крупных городах, например в Мюнхене. За время моего, пока недолгого, пребывания в Германии я успела поездить и посмотрела Берлин, Гамбург, Бремен, Ганновер, Брауншвейг, Гослар, Целле, кучу маленьких местечек и две недели прожила в центре Мюнхена, пока работала над проектами в мюнхенском офисе компании.

Обязанности

В мои обязанности входит разработка концепт-дизайнов, создание 3D-моделей, 3D- и 2D-анимация, обработка видео, спецэффекты. В общем — создание графического контента для различных целей, например, демонстрация сложных процессов, происходящих в двигателе автомобиля, рекламные ролики, видео для крупных презентаций и выставок. Иногда мы делаем печатные материалы с элементами брендинга заказчика. Мне также удалось поучаствовать в оформлении нового сайта компании, который вот-вот будет запущен. Обычно работа идет над несколькими проектами одновременно.

Образование и бэкграунд

Я закончила Московский инженерно-физический институт, специальность — информатика. Я люблю МИФИ, и воспоминания о нем у меня исключительно теплые. Хотя учиться было временами непросто, но оно определенно того стоило и к тому же было в то время для меня актуально, я работала в IT-департаменте коммерческого банка. Ко времени окончания университета я твердо решила, что, раз жизнь у меня одна, я хочу, чтобы она была интересной. Что мне не нужна просто работа, мне необходимо делать то, что я люблю и испытывать яркие эмоции в процессе. Я с детства обожала видео и все, что с ним связано, но мне почему-то не сразу пришло в голову сделать свою страсть профессией. Чтобы срочно это исправить, я пришла в Scream School, которая вместе с Британской высшей школой дизайна предоставляет образование в сфере творческих индустрий.

Факультет Motion Design стал моим вторым домом на следующие несколько лет. Учеба снова сопровождалась профильной работой. Мне повезло, одна из московских компаний по производству инфографики, ТВ-контента и корпоративных фильмов приняла меня в ряды своих сотрудников. В Scream School подогрели мой интерес к профессии, показали, в каком направлении двигаться, вдохновили примерами. Я очень переживала, что в детстве не ходила в художественную школу. Но одновременное сочетание работы в высокопрофессиональном творческом коллективе и учебы дали мне огромный багаж знаний и навыков. Я могла подтверждать теорию практикой и участвовала в производстве реальных продуктов для крупнейших заказчиков на российском рынке. Это также не всегда было легко. Специфика работы в России в этой области такова, что мне, как и всей остальной команде, часто приходилось работать в выходные и по ночам. Работа прерывалась иногда на 3–5 часов беспорядочного сна и возобновлялась с новой силой. Есть сроки сдачи проекта — умри, но сделай. Таким образом, за несколько лет мне удалось неплохо продвинуться во многом, что касается производства видео/дизайн-контента.

Расписание и корпоративная культура

В Bavaria Film также есть сроки сдачи проектов, но все удивительным образом сдается вовремя. Еще ни разу мне не пришлось работать сверхурочно. Главные черты общения в коллективе — вежливость и дружелюбие. На лицах людей искренние улыбки. Прекрасно налажена система отслеживания состояния и ведения проекта, оговорено любое взаимодействие между коллегами. Если кому-то необходимо, скажем, занять мое время на полчаса, чтобы обсудить детали проекта, то со мной заранее договариваются на удобное время, ко мне не могут подойти в любой момент, отрывая меня от работы.

Мой рабочий день хорошо распланирован, и я могу эффективно распределить время и уделить внимание всему и всем. Рабочий день начинается в 8 утра. Ежедневно в 8.30 проводится общее совещание на немецком языке, иногда частично на английском. На нем обсуждаются все текущие и предстоящие проекты, оглашаются задачи каждого из участников команды на сегодняшний день. Так, каждый из сотрудников знает, на какой стадии находится тот или иной проект и кто из коллег чем занят. Что примечательно, работа кипит весь день и все выкладываются на сто процентов, а в 5 или 6 часов закругляются и забывают о работе до следующего утра. В России ты постоянно боишься провалить сроки. Здесь ты чувствуешь эмоциональный подъем, драйв и как-то автоматически успеваешь все сдать.

Как попасть

Я не искала работу, тем более в Германии. Она нашла меня сама. Коллеги из Bavaria Film проводили мастер-классы в Scream School и однажды попросили порекомендовать кого-то из студентов на вакансию motion designer, и им порекомендовали меня, хотя на тот момент я уже год не являлась студентом и закончила обучение. Со мной связались по скайпу, провели небольшое интервью на английском и пригласили приехать, чтобы посмотреть на рабочий процесс и подписать контракт. Я прилетела на три дня, мне показали офисы, познакомили со всем коллективом, мы провели еще одни переговоры, и мне нужно было время на принятие решения. Мне дали пару недель. Решиться мне было очень тяжело, ведь в Москве у меня дом и семья. Прошел месяц, меня терпеливо ждали. Я попросила выслать мне контракт. Они прислали контракт на пять лет, я попросила прислать новый на два года, так и было сделано. В итоге только спустя три месяца я приехала в Германию.

Это что касается обычных вакансий, а вообще компания с радостью готова принимать и стажеров, и студентов. Каждый сотрудник владеет английским, так что общение на английском в рабочем контексте — это абсолютная норма. Все сценарии и документы дублируются на обоих языках. Я думаю, организовать здесь стажировку не проблема.

Бонусы

По моему контракту компания оплатила мне жилье на полгода. Дали лэптоп и телефон и по моей просьбе оплатят курсы немецкого языка, Я интенсивно занималась в Москве до отъезда, но этого, конечно, недостаточно. Налоги здесь высокие, но это обеспечивает, например, медицинскую страховку и пособие, если человек теряет работу.