Несмотря на то что многие считают экологов сумасшедшими, эко-тема набирает обороты, вызывая интерес у крупных корпораций. T&P поговорили с Татьяной Каргиной, управляющим партнером «зеленого» ивент-агентства «Велес», о социальном предпринимательстве, эко-копирайтинге и том, как на этом зарабатывать.

Татьяна Каргина
«Нас давно мучает вопрос, как зарабатывать на зеленой теме»
У нас молодое агентство, ему всего два года. При его создании у нас не было стартового финансового капитала, вместо него каждый из нас внес в проект некий интеллектуальный вклад: личный опыт, идеи, талант и время. Это тот вид стартапа, где деньги для запуска особо не нужны. Большая ценность — это наш бэкграунд в экологической теме: мы можем консультировать, привлекать экспертов или реально увлеченных активистов, то есть мы в
В
«Мы “зеленое” агентство, и мы за это отвечаем»
Отличие социального предпринимательства в том, что прибыль стоит не на первом месте: важнее донести какую-то идею. У нас есть несколько заморочек, например, мы вообще не занимаемся не экологичными мероприятиями. Даже если будет большой заказ с большими деньгами, мы откажемся. Есть и определенные требования, например, к кейтерингу: обязательно, чтобы была только эко-посуда, добиваемся, чтобы он был вегетарианским, и, если компания не согласна, тоже отказываемся. Мы именно «зеленое» агентство, и мы за это отвечаем.
Действительно, эко-ивент стоит процентов на 20 дороже, чем обычный. Но с другой стороны, если вы позиционируете себя как
Наши конкуренты — это обычные событийные агентства, которые могут организовать вообще все что угодно. Они очень часто берутся за события на экологическую тему, и как раз из-за того, что их основная цель — заработать деньги, делают это из своих представлений. На самом деле это какие-то банальные вещи вроде субботников и посадки деревьев, главное, чтобы это было несложно и
«И “зеленый” копирайтер»
Пока у нас небольшая команда, поэтому мы беремся за то, что по силам. В штате у нас пять человек, они занимаются развитием агентства. Я с моей коллегой — управляющие партнеры. Мы придумали это агентство, занимаемся менеджментом, поиском и переговорами с клиентами. Также есть хороший дизайнер, что очень важно, поскольку приходит много заказов, связанных с дизайном. Есть и
Помимо штата у нас есть команда мастеров, которые в случае запроса проводят определенные вещи типа тематических мастер-классов. Также есть аниматоры — ведущие, игротехники, которых мы также привлекаем под отдельные события. Это группа из 10–15 надежных людей, которых мы можем быстро мобилизовать.
«Мы не хотим, чтобы люди просто поели, и все»
Обращаясь к нам, компании чаще всего хотят посадить деревья, потому что это первое, что приходит в голову. Это то, что мы называем ecotainment (eco — экология + entertainment — развлечение (англ.), то есть те самые «зеленые» корпоративы, когда компании не хотят превращать все в волонтерскую акцию, где люди просто уработались, а просят еще каких-то развлечений. Мы стараемся, чтобы это было нечто познавательное, а не просто люди поели, и все. Интересная вещь, которую нам заказывают отдельно, — это мастер-классы. Самый популярный — роспись эко-сумок: подходит для взрослых и детей, плюс компания делает собственный экологичный брендированный носитель. Мы всегда стараемся, чтобы люди уходили с
Мы не хотим просто отрабатывать бюджет, для нас это любимая работа
Мы объясняем компаниям, что какие-то вещи, например сажать деревья, лучше делать в Подмосковье, а не в Москве в парках: на них и так выделяется финансирование, а в области очень много выгоревших лесов, и лесничества не справляются с их восстановлением. Поэтому мы стараемся не совсем идти на поводу, уговариваем потратить, может, больше времени и денег, но поступить более эффективно. Так, вместе с одной компанией мы как-то посадили гектар леса в Подмосковье. Это был не
Все это — очень простые проекты, они симпатичные, но они нам не очень нравятся, потому что здесь нет никакого интеллектуального вызова, нет ничего особо интересного. Нас больше привлекает системный подход, и у нас уже есть несколько кейсов, которые мы считаем образцовыми. Так было, например, с одним из мобильных операторов. Сначала мы присутствовали на их большом мероприятии, где наши люди проводили простые мастер-классы типа «как жить экологично» или «что такое зеленый офис». Им понравилось, и они заказали нам тренинг для сотрудников на тему, что можно делать экологичного в рамках их волонтерских и благотворительных программ. Затем путем долгих встреч и переговоров мы пришли к проекту с участием полторы тысячи российских школ, который длился полгода. Мы разработали урок «Мобильные технологии для экологии»: рассказывали, как перерабатывать электронные отходы, про энергосбережение, зеленые гаджеты и тому подобное. Это был интерактивный игровой урок, учителя были очень довольны, поскольку это была готовая разработка с вебинарами, презентациями, роликами, то есть все под ключ. При этом в эту тему бренд вшил свое послание. Для нас это был проект, в котором присутствовал интеллектуальный вызов: нужно было все придумать и вносить кучу правок в очень короткие сроки, а это гораздо труднее.
«У нас организовать раздельный сбор отходов — это целый подвиг»
Подобные системные проекты обычно появляются у двух департаментов корпораций: маркетинга либо службы КСО (корпоративной социальной ответственности. — Прим.ред.), и тут вопрос, есть ли они у компании в принципе. Думаю, что мы достаточно сильно отстаем в этой сфере по сравнению с развитыми странами. Почему наши компании начинают задумываться над такими проектами? Потому что часто они являются представительствами международных брендов в России, у которых сильно распространено и декларировано понятие экологической и социальной ответственности. В мире теперь гораздо больше системных проектов: они считают эко-след компании, снижают вред на разных этапах производства, внедряют эко-упаковку. То есть они не делают какие-то мероприятия или разовые акции, на самом деле не очень полезные в глобальном смысле, а подходят к вопросу стратегически. Это то, чего нам очень хочется.
У нас был такой запрос, но пока он не осуществился, может, из-за большого бюджета или просто руководство не готово. Частично подобный проект реализует тот же мобильный оператор: они должны перейти на переработанную крафтовую неокрашенную бумагу, из которых делаются конверты для симок. Не знаю, когда это запустится, но это уже шаг. Бренды с напитками, например, могут делать биоразлагаемые бутылки. Мне кажется, это более крутой маркетинг. Все это мы можем организовывать: разрабатывать решения, подбирать подрядчиков, то есть заниматься полностью всем процессом, а не отдельным мероприятием. Также хороши долгосрочные образовательные проекты. Это работа с широкой аудиторией, то есть выход бренда на большое количество потенциальных покупателей.
Надо сказать, что наши компании сталкиваются на местах с множеством проблем. Скажем, кто-то начинает сортировать мусор. Если в развитых странах налажен раздельный сбор отходов, то у нас организовать подобное в
Это не относится напрямую к нашей истории, я это говорю к тому, что в компаниях уже есть страстные люди, которые хотят что-то изменить, появляются реальные кейсы. Так, сеть магазинов электроники внедрила отдельный сбор батареек, заключила контракт с соответствующим заводом в Челябинске и реально вывозит их на переработку. Все вроде двигается: за последний год запросы к нам стали интереснее, более долгоиграющие. Все хотят уникальности, поэтому прогресс есть.
«Мы даже хотели сделать какую-нибудь историю про секс»
Одно время мы вели целенаправленный поиск компаний, которые позиционируют себя как экологичные, направляли им предложения. Но чаще всего мы понимаем, что, пока компания сама не созреет, делать что-то очень сложно: тема экологии должна стать приоритетной. Конечно, иногда мы подключаемся к большим событиям с имиджевой точки зрения, например, в Неделе экомоды или общегородских мероприятиях, чтобы о нас узнавали. Еще отслеживаем семинары по КСО, стараемся вписаться туда именно с выступлениями. Так мы нашли нескольких клиентов, просто рассказывая, как заниматься эко-темой правильно.
Сложность в том, что заказы у нас нерегулярные: иногда сразу несколько, а иногда ни одного. Поэтому теперь, думая, как организовать регулярную деятельность, мы пришли к идее делать обучающие проекты. Сейчас постоянно проводим мозговые штурмы на эту тему, прорабатываем задумки. Зачем, например, обычному человеку какой-то
Корпорации, конечно же, могут быть нашими клиентами, но нам интересны люди в широком смысле, потому что это больше совпадает с нашей миссией. Но если говорить о компаниях, то у моей коллеги есть мечта — возить их всех на природу наблюдать за птичками, медитировать под сакурой, заниматься йогой и так далее, то есть делать такие созерцательные корпоративы. Но для этого у компаний должны быть какие-то продвинутые руководители.
Комментарии
Комментировать