Описание встречи

Пятая лекция: «СОНИФИКАЦИЯ: ТЕХНИКИ И ПРИЛОЖЕНИЯ»

Лекторий «Вслух» при сотрудничестве с Образовательным центром МИСП продолжает серию лекций, посвященных академической, авангардной музыке и звуку XX-XXI веков

За последние несколько десятилетий в науке сформировался новый метод, позволяющий анализировать различные процессы на основе использования аудиального отображения информации. Так, данные, получаемые в ходе измерений, могут быть преобразованы в звуковые колебания, что дает возможность регистрировать их посредством звуковых каналов восприятия.

Такой подход получил название сонификация (англ. sonification) и на данный момент применяется во многих научных областях в качестве альтернативы визуальному представлению экспериментальных данных. При этом в качестве основных отличительных особенностей выделяется возможность обработки исследователем огромного количества параллельных информационных потоков в реальном времени, а также оперативное обнаружение изменения критических параметров.

В качестве простейших примеров использования вышеописанного метода можно вспомнить счетчик Гейгера-Мюллера, гидро- и радиолокаторы, где звуковая индикация позволяет следить за изменением радиационного фона и расстоянием до объекта наблюдения, соответственно. Однако, существуют и более сложные методологические концепции, в основе которых лежит сонификация. В частности, биохимики из Калифорнийского университета Джим Джимзевский и Эндрю Пеллинг, изучая осцилляцию клеток с использованием атомно-силовой микроскопии, предложили усилить получаемый электрический сигнал и преобразовать его в звуковые колебания. Таким образом, ученые исследовали влияние химических веществ на различные виды клеток, анализируя на слух полученные в ходе серии экспериментов звуковые фрагменты.

Стоит отметить, что при создании систем сонификации отдельное внимание уделяется вопросам звукового дизайна: существует огромное множество техник и подходов, позволяющих отобразить входные данные на пространство параметров, управляющих звуком. При этом, зачастую, художественные поиски и эксперименты переводят такого рода проекты из поля научных исследований в поле цифрового искусства. Целью представленной лекции является знакомство слушателей как с научными проектами, так и с примерами компьютерной музыки и саунд-арта, в основу которых лег метод сонификации данных. Также будут освещены теоретические и практические аспекты, связанные с реализацией рассматриваемого подхода.

Лектор: Сергей Костярко

— Музей искусства Санкт-Петербурга 20-21 веков. Наб. канала Грибоедова, 103.

Входной билет по обычной для музея цене: 200 рублей, для студентов — 100.

☎ Телефон для справок: 312-25-54, 314-98-94

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, наб. канала Грибоедова, 103

Подробнее
Преподаватели
65402dd95c
Сергей Костырко
музыкант из Санкт-Петербурга, известный, в первую очередь, своим участием в ряде коллективов, исполняющих импровизационную музыку (Бензольные Мертвецы, Глина, Марс-96, Coaxil и др.), а также сотрудничеством с Ильей Белоруковым, Алексеем Борисовым, Куртом Лидвартом, Рутгером Зуйдервелтом, Даичи Йошикавой, Дариушем Мазуровски, Гауденцем Бадруттом. Принимал участие во множестве российских и международных фестивалей, среди которых можно выделить Cross Art (Санкт-Петербург, 2014, 2015), Erarta Motion Pictures (Санкт-Петербург, 2014), Тени звука (Санкт-Петербург, 2014), Тезисы (Кемерово, 2014), Ночь музеев (Санкт-Петербург, 2014, 2015), Dzialdov Concert Series (Берлин, 2015, 2016), Life Zone! (Москва, 2015), SA))m0st’ Series (Москва, 2015), Музыка настоящего (Санкт-Петербург, 2015), Open Look/Russian Look (Санкт-Петербург, 2015), HPL Media Street Event (Санкт-Петербург, 2015), Электронная гостиная Политехнического музея (Москва, 2015), 9 Evenings Revisited: In Theory, as in Practice (Лейпциг, 2016), Synthposium (Санкт-Петербург, 2016), Mikroton Live Series (Москва, 2016), Подготовленные среды (Москва, 2016). Является со-основателем кассетного лейбла Spina!Rec, а также одним из организаторов международных фестивалей Fulldozer Fest (Санкт-Петербург, 2013, 2014), Spina!Fest (Санкт-Петербург, 2016) и серии клубных концертов Spina!Party (2013-2016). Помимо музыкальной деятельности, Костырко занимается созданием аудио-визуальных инсталляций: одна из последних работ “Птица со смещенным центром тяжести”, выполненная совместно с Евгением Бугаевым, была номинирована в 2016 г. на Премию Сергея Курехина в области современного искусства. http://spinarec.bandcamp.com/
Посетили
Показать Всех
Смотрите также