Франц Шуберт — струнный квартет №14 ре минор «Смерть и дева». /Категорический императив

Лекция
Бесплатно
Участники:
Описание встречи

Десятая лекция курса «Идеи и образы»

Архаичный сюжет похищения девы хтоническим чудовищем приобретает в античной культуре форму противопоставления жизни и смерти, Эроса и Танатоса. Сходный мотив «Смерть и дева» появляется в изобразительном искусстве конца XV века и становится необычайно популярным прежде всего в Германии. Музыкальная интерпретация этой темы, струнный квартет №14 Франца Шуберта, звучащий предельно эмоционально и трагично, стал источником большого количества аллюзий в позднейшем искусстве. Эта музыка в фильме Романа Полански «Смерть и дева» — знак несвободы, боли и насилия, постоянно возвращающий героиню к мучительным воспоминаниям. Жизнь — не просто противопоставление смерти, это постоянный моральный выбор и необходимость относиться к человеку не как к средству, а как к цели, что восходит к идее категорического императива Иммануила Канта.

«…моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира, по крайней мере поскольку это можно видеть из целесообразного назначения моего существования через этот закон, которое не ограничено условиями и границами этой жизни». (Иммануил Кант. «Критика практического разума». 1788)

Иллюстрация: Эгон Шиле. «Смерть и дева». 1915.

Регистрация на сайте организатора

Комментарии

Комментировать
Close
Нажмите на «Подписаться на новости», чтобы вступить в группу T&P
Спасибо, я уже с вами!