Описание встречи

В советском пространстве Бог был отменен. Отменили Его, как известно, сразу же во время революции, а далее, как и все отмененное в те годы, стали уничтожать. Искусством упоенно завладевают слуги Дьявола — демоны и бесы. Особенно активно они орудуют в кинематографе — да и понятно: он на виду, он уже теперь «самое важнейшее из искусств».

Но в 50-е годы после смерти Сталина должен был произойти прорыв. Религиозный прорыв. Метафизический прорыв. И он происходит — в фильме «Летят журавли» режиссера М. Калатозова и оператора С. Урусевского.

Для этого им понадобилась пьеса В. Розова «Вечно живые» и полное ощущение, что на ее месте могла быть практически любая другая — главное, чтобы не сталинским языком написанная, а несущая новые смыслы. Столь новые, что станет отнюдь не случайным получение фильмом «Золотой пальмовой ветви» Канн: авторы ленты открывали метафизические смыслы не только отечественному кинематографу, а, пожалуй, и мировому — ведь он тоже после перенесенных военных «завис» в каком-то тревожном пространстве полумглы.

Душа кинематографа 50-х, да и последующего советского кинематографа, как будто пугалась возложенного на нее бремени и предпочитала скрываться, таиться, боясь открыть свою подлинную сущность.

О поначалу достаточно робких, а потом все более отчетливых и зримых поисках Бога в советском кинематографе и пойдет речь.

Регистрация на сайте организатора

Комментарии

Комментировать
Close
Нажмите на «Подписаться на новости», чтобы вступить в группу T&P
Спасибо, я уже с вами!