Homo corporalis — Человек телесный /Тело изгнанное и тело обретенное

Лекция
Бесплатно
Участники:
Описание встречи

Восьмая лекцию курса «Homo mutabilis»

В представлении древних греков внешний облик человека неразрывно связан с
его внутренними качествами. Следствием этого становится своеобразный
культ тела. Но уже Сократ говорит о том, что тело мешает мыслить. В 
христианстве складывается убеждение, что тело греховно,
а душа возвышенна. В современной культуре значительное место занимает
эфемерное и воображаемое, теряющее связь с реальностью. Поэтому
философия часто обращается к физическому и телесному, пытаясь найти в 
нем опору, некий горизонт опыта, существующий до всякого мышления.
Телесность оказывается гарантом подлинности воспринимаемого мира.

«Словно какая-то тропа приводит нас к мысли, что, пока мы обладаем
телом и душа наша неотделима от этого зла, нам не овладеть полностью
предметом наших желаний. Предмет же этот, как мы утверждаем, — истина. В
самом деле, тело не только доставляет нам тысячи хлопот — ведь ему
необходимо пропитание! — но вдобавок подвержено недугам, любой из 
которых мешает нам улавливать бытие. Тело наполняет нас желаниями,
страстями, страхами и такой массою всевозможных вздорных призраков, что,
верьте слову, из-за него нам и в самом деле совсем невозможно о чем бы
то ни было поразмыслить! А кто виновник войн, мятежей и битв, как не 
тело и его страсти? … Вот по всем этим причинам — по вине тела — у нас и
нет досуга для философии».
Платон. «Федон».

Подробнее о курсе

Комментарии

Комментировать