«Духовное брашно» и хвост бобров: сакральная и запретная еда Древней Руси

Лекция
Бесплатно
21 ноября, 19:30
Описание встречи

Еда в средневековой Руси, как и ряд других сфер жизни человека, во многом определялась церковью. Ритм года задавало чередование постных и скоромных дней, длительных постов и больших праздников. Существовавшие пищевые запреты были связаны не только с постами, но и с представлениями церкви о (не)чистоте тех или иных продуктов питания, таких как мясо белки или бобра. Сакральное в еде находило место прежде всего в метафоре литургии, в превращении хлеба и вина в плоть и кровь Христа.

В XVII веке широкое распространение получила метафора «вкушения книги», традиционно обозначавшая некоторый духовный текст, предназначенный в «употребление» праведному христианину. Наконец, еда подчеркивала статусность своего потребителя: царские пиры и «патриаршие» столы обставлялись пышно и богато, со многими переменами блюд и напитков. Царские пожалования близким придворным и церковным иерархам производились не только деньгами, но и едой: осетрами и «рыбкой Семгой», «узорчатыми сахарами» и «конфектами». Слону в царском зверинце также полагался особый продовольственный рацион, напрямую связанный с «царским» и «заморским» статусом животного.

В лекции мы попытаемся ответить на ряд вопросов о том, какое место занимала еда в жизни русского средневекового человека, монаха и патриарха, боярина и царя. Почему нельзя было есть бобра и бобров хвост? Кто и по каким случаям ел лебедя? Как развивалась и реализовывалась идея «пищи духовной»?

Регистрация

Комментарии

Комментировать