Чужой против борщевика: существование на развалинах инаковости

Обсуждение
Бесплатно
Участники:
  • Oleg Popov
Описание встречи

Обладание знанием не только дает свободу и эмансипацию, но само является формой власти и подавления. Притязания науки и философии на объективность и истинность нередко скрывают механизмы господства и исключения. Так, в XX веке понятие «Другого» стало эффективным средством вскрытия властных иерархий, оперирующих внутри того или иного дискурса. «Инаковым» мог оказаться представитель угнетенных, миноритарных групп, не имеющих права голоса или статуса субъекта. Эпистемологические проблемы, таким образом, преследовали и политические цели — поставить под вопрос классовые, гендерные, расовые, гетеронормативные основы знания, определяющие человеческое бытие.

Сегодня, с возросшим интересом к природному, в философский дискурс проникают радикализированные интерпретации Другого, содержащие элементы сверхъестественного. Их источником могут быть научная фантастика, голливудские блокбастеры или естественные науки. Ксеноморфа, враждебного пришельца из фильма «Чужой», можно рассматривать как парадигматический пример. Напоминая человека, он нарушает логику биологических законов и пугает своим ингуманизмом. Сходным образом и другие чужеродные квази-, сверх- и гиперобъекты сталкивают философию с несоразмерными человеку природными явлениями, технологическими объектами, экстерриториальными существами и формами разума.

Регистрация на сайте организатора

Комментарии

Комментировать
Close