Москва

Лекция «Тайна черного ящика: философия в эпоху вычислительного разума»

Обсуждение
Бесплатно
Событие прошло
Участники:
Описание встречи

Вместе с теоретическим и техническим прорывом естественных наук и их проникновением в области гуманитарного знания мы все чаще сталкиваемся с попыткой либо «завершить» философию, либо заменить ее место наукой и техникой, присваивая при этом этим областям имя философии. Классики постструктурализма (Фуко, Делез, Деррида), несмотря на радикальный разрыв с классической теорией познания, продолжали настаивать на философии как методе мысли.

Однако в сегодняшних теориях искусственного интеллекта, вычисления и кибернетики, спекулятивного дизайна, основные ориентиры философии — истина или ее отсутствие, событие или отказ от него, эстетические феномены или их разрушение, единый политический субъект или его множественность, универсальное или единичное — дисквалифицируются как «устаревшие». Например, согласно Лючане Паризи, мысль в пост-кибернитеческую эпоху возможна только как новое непредсказуемое развитие искусственного интеллекта, как новое программное обеспечение (sortware). Главное в такой теории познания — автономность и аутопоэзис машин и нейросетей — парадигма, которую можно отследить уже в философии техники Жильбера Симондона. В данном контексте особое значение приобретает критика кибернетического и технического эссенциализма советским философом Эвальдом Ильенковым в его памфлете 1960-х «Тайна Черного Ящика», где он настаивает на невозможности замены разума интеллектом, а философии — наукой.

В рамках цикла «ДИАМАТ» участники сессии предложат свои исследовательские версии этой злободневной дискуссии о пределах человеческого разума и мышления. Максим Мирошниченко расскажет о философско-научной программе энактивизма, рассматривающего сознание как воплощенный праксис (enaction), — в противовес нейрофилософии, «разоблачающей» сознание как эпифеномен развития мозга. Кети Чухров при помощи тезисов теории познания Эвальда Ильенкова продемонстрирует, что мешает науке и технике заменить мысль и разум, а также покажет, почему новая логика алгоритмического разума не является более философской, чем разум классической философии, как утверждают Лучана Паризи и Реза Негарестани. Александр Писарев представит критику научных интерпретаций человека: субъекта-машины, генетического, церебрального, когнитивного, квантифицированного измерений субъекта. Никита Василенко обратится к вопросам элементальных инфрастуктур в медиатеории и медиа-экологии сложных систем как стратифицированных производных флуктуаций материи, указывая на возможность резонанса сенсориума органических тел, аппаратов и социальных импликаций данных процессов.

Узнать подробнее

Комментарии

Комментировать