Москва

Экранизации новелл и фактов биографии О.Генри в киношедевре Льва Кулешова «Великий утешитель»

Лекция
Бесплатно
Событие прошло
Участники:
Описание встречи

Приглашаем всех желающих на кинолекторий о выдающихся киноработах Льва Кулешова. Вы увидите его последний киношедевр, в котором впервые соединены звук и стилизация «под немое кино», экранизацию двух новелл и некоторых фактов биографии американского писателя, признанного мастера короткого рассказа О.Генри, художественный фильм «Великий утешитель». После просмотра состоится обсуждение.

Художественный фильм «Великий утешитель» в постановке Льва Кулешова по новеллам и фактам биографии американского писателя О. Генри , в ролях: Александра Хохлова, Константин Хохлов, Галина Кравченко, Валентина Лопатина, О. Раевская, Иван Новосельцев, Василий Ковригин, Андрей Файт, Вейланд Родд (старший), Андрей Горчилин, Петр Галаджев, Михаил Доронин, Даниил Введенский, Сергей Слетов, производство Межрабпомфильм, СССР, 1933 г., хронометраж 1 час 31 минута.

Это, быть может, один из лучших фильмов классика отечественного и мирового кинематографа Льва Кулешова (1899-1970). Как «неисправимый американист», Кулешов («Мистер Вест», «По закону» и др.) на сей раз экранизировал новеллы О'Генри. Герой «Великого утешителя» — писатель, сочиняющий в тюрьме рассказы со счастливым концом. Наверное, картину Кулешова можно воспринимать и как своего рода иносказание — попытку размышления о судьбе художника в обществе, лишенном свободы… «Великий утешитель» оказался последним подлинно авторским фильмом режиссера. А с середины 40-х вплоть до самой смерти режиссер уже не имел возможности выходить на съемочную площадку.
В основе фильма — факты из биографии американского писателя О.Генри и две его новеллы.
Обыкновенная продавщица Дулси (Александра Хохлова) мечтает о необыкновенно прекрасном мире. Ее грезы навеяны рассказами писателя Биля Портера — «великого утешителя» мещанских низов, оказавшегося жертвой судебной ошибки и начавшего свою литературную деятельность в тюрьме.
Он увидел чудовищные зверства американских тюремщиков, но его возмущение выражается в форме робкой апелляции к чувству человечности у жестоких палачей. Среди заключенных есть кучка привилегированных. Это те, кто «хорошим поведением» снискал у тюремщиков известные льготы. В их числе — Биль Портер.
Ласкающее благодушие его рассказов расценивается тюремщиками как послушание, как «хорошее поведение». Отказавшись от прямой и честной борьбы, Портер попадает в более страшные тенета, чем каменный мешок застенка. Начальник тюрьмы страхом и подачками, лестью и угрозами постепенно делает писателя своим пособником в обмане заключенных, участником в получении взяток с тюремных поставщиков.
«Великий утешитель» оказывается сломанным духовно и физически. Разбиваются от соприкосновения с жизнью и его утешительские идеи: Дульси, доведенная до отчаяния, убивает обманувшего ее сыщика. Джим Валентайн, прототип героя одного из рассказов «с хорошим концом», погибает от руки палачей.

Киноафиша на официальном сайте Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева

Комментарии

Комментировать
Close