Москва

«Аэлита» Якова Протазанова

Лекция
Бесплатно
Событие прошло
Участники:
  • Алёна Кузнецова
Описание встречи

Межпланетная революция Якова Протазанова — тема встречи в молодежном киноклубе. В начале — пролог о следующей встрече, затем вступительное слово, после чего смотрим немой художественный фильм «Аэлита» в постановке Якова Протазанова с Юлией Солнцевой (Пересветовой), Николаем Баталовым и Игорем Ильинским в главных ролях. После фильма лекция и обсуждение.

Ведущие — киновед, историк кино Георгий Трояновский
и сценарист, магистр искусствоведения Олег Грознов

Художественный фильм «Аэлита» в постановке Якова Протазанова, в ролях: Юлия Солнцева (Пересветова), Николай Баталов, Игорь Ильинский, Николай Церетелли, Вера Орлова, Валентина Куинджи, Константин Эггерт, Павел Поль, Юрий Завадский, Александра Перегонец, Иосиф Толчанов, Наум Рогожин, Владимир Уральский, Софья Левитина, Г. Волконская, производство Межрабпом-Русь, СССР, 1924 г., хронометраж 1 час 42 минуты, немой

«Аэлита» — первый советский фантастический фильм, а так же первый в мире полнометражный фантастический фильм на тему космических полетов и иных планет, теперь уже классика не только российского, но и мирового кино. Экранизация, далеко ушедшая от литературной основы, показавшая зрителю не только жизнь на Марсе, но и жизнь Москвы в начале 20-х годов, что для зарубежного зрителя, да и для зрителя современного — тоже как Марс.
Впечатляет визуальное противопоставление этих двух миров. Суетливый, с постоянно куда-то стремящимися людьми, хаотичный, наполненный движением и эмоциями мир Земли. С такими яркими и характерными персонажами как ревнивый, страстный и мечтательный Лось, его веселая и легкомысленная жена Наташа, скользкий и изворотливый мошенник Эрлих с хитрой и расчетливой женой Еленой, красноармеец Гусев, живущий борьбой и не в меру рьяный сыщик — любитель Кравцов.
И мир Марса, с его холодными, строгими, четкими геометрическими линиями и формами в костюмах, архитектуре, интерьерах, выполненных в стиле конструктивизма. Призмы, цилиндры, круги и конусы. Острые углы и ломаные линии. Вращающийся конус у входа в обсерваторию, напоминающий «Башню Третьего интернационала» Татлина. Жесткость и прагматизм раз и навсегда установленного порядка. Люди, так похожие на роботов. Что Аэлита и Ихошка с коронами из трубочек — антенн, витых жестких лент и спиралей, что Гор и Тускуб в шлемах из металла и пластика. Не говоря уже о рабочих с квадратными коробками на голове и зарешеченными лицами. В случае ненадобности рабочих можно складировать штабелями в холодильниках и размораживать, если для них снова будет работа. Удобно и практично. Чем не андроиды из более поздней фантастики? Кстати, не из идеи ли костюма Аэлиты с тремя дисками — чашечками лифа родилась знаменитая трехгрудая марсианка — мутантка из фильма «Вспомнить все»?…
Фильм отличает великолепный актерский ансамбль, в котором прекрасно прописаны и сыграны не только главные, но и второстепенные персонажи. Чего стоит пламенный революционер Гусев, горящий идеями мировой и межпланетной революции, готовый хоть в женской одежде сбежать из дома на Марс, раз жена унесла одежду, пытаясь удержать дома тоскующего без революционной борьбы мужа. Наяривающий частушки под гармошку, покоряющий сердца землянок — медсестер и марсианских служанок, призывающий марсианских же рабов — рабочих к восстанию и созданию советских социалистических республик Марса — замечательный персонаж, созданный Николаем Баталовым. Насколько ярким получился Кравцов — дебютная роль Игоря Ильинского, он несет на себе юмористическую составляющую картины, заявляя о себе, как о незаурядном комедийном актере уже в первой своей роли.

Вход по бесплатной регистрации на TimePad

Комментарии

Комментировать