Климанова Ольга

Проблемы образования, вставшие перед россиянами в постсоветский период, создают угрозу государству, поскольку от качества обучения зависит благосостояние и статус как отдельной семьи, так и международный авторитет всей страны в целом. В России действует новый закон об образовании. Как говорится, что посеем сегодня, то пожнем завтра.

Сторонники европеизации безвозвратно сломали советскую систему образования, без оглядок на национальные особенности страны. У многих сложилось впечатление, что это сделано не ради пользы государству, а ради самих преобразований. Так например, не так давно был создан новый закон об образовании в РФ. Между тем, многие элементы советской системы образования скопированы и успешно используются во многих странах мира.

Наиболее очевидные проблемы образования обнаруживаются на всех его уровнях — от дошкольного до высшего. Кроме того, существует масса проблем внутреннего порядка, решение которых зависит, например, не от министра образования, а от местной администрации, от руководителя учреждения. Здесь возникает проблема квалификации этих руководителей, их способности принимать правильные и смелые решения. Не секрет, что подготовка управленческого персонала оторвана от практики реальной жизни образовательных учреждений.

Недостаточное финансирование привело не только к недостаточности обеспечения учебного процесса современным оборудованием, но и к падению престижа работника образования — воспитателя детсада, учителя школы, преподавателя ССУЗа или ВУЗа. Как известно, закон об образовании в РФ регулирует не только систему высшего образования, но и дошкольное образование. Из госслужащего педагог превратился в малооплачиваемый обслуживающий персонал, предоставляющий образовательные услуги. Это привело к тому, что резко упали конкурсы в педагогические заведения, а их выпускники не идут работать по специальности.

Педагог не чувствует себя защищенным от посягательств на его авторитет со стороны родителей или учеников. Нередки сообщения в прессе о крупных конфликтах в учебных заведениях. Простое воспитательное воздействие на ученика со стороны учителя воспринимается родителями или ребенком как посягательство на свободу его личности, но авторитетной защиты со стороны руководства учреждения и местных органов образования он не находит.

Много нареканий вызывает содержание школьных программ. На территории одного муниципального образования может существовать несколько программ по одному и тому же предмету, что вызывает большие трудности у учащегося при переходе из одной школы в другую.

Содержание обучения школьников и студентов крайне теоретизировано, не формирует навыков исследовательской деятельности. Это ведет к тому, что полученные знания не находят применения в обычной жизни или в профессиональной деятельности.

Замена устных экзаменов ЕГЭ заставляет выпускников и учителей концентрировать внимание только на его темах. Учащиеся старших классов часто просто игнорируют занятия, не вошедшие в ЕГЭ и не нужные для поступления в вуз. Широкое распространение получило репетиторство, которое называют элементарным натаскиванием на ребусные задания ЕГЭ. У учащихся не воспитывается стремление к самостоятельному, глубокому усвоению школьных предметов.

Учебные заведения, в большой степени, утратили свою воспитательную функцию. Скаутская организация, которую пытались внедрить взамен пионерской и комсомольской, не прижилась на российской почве. В результате, нет воспитательного ядра, вокруг которого можно было бы строить идеологическую работу с учащейся молодежью, воспитывать убежденных патриотов.

Престиж средних специальных заведений и ПТУ сейчас очень низок, большинство выпускников школ ориентированы на получение высшего образования. Это стало проблемой, поскольку производство и сельское хозяйство испытывает нехватку кадров рабочих специальностей. В стране открыто неоправданно много вузов, в которых процесс получения диплома стал формальным, во многих случаях коррумпированным.

Как видим, на сегодняшний день, состояние образовательной системы в России трудно назвать удовлетворительным. В закон об образовании вносились изменения в 2016 году. Требуется долгосрочная, тщательно продуманная и тщательно реализуемая программа преобразований в этой области. Ее содержание, инструменты осуществления, должны подбираться с учетом богатого национального опыта обучения и воспитания детей и молодежи.

  • На сайте с 19 октября 2016 г.