Геймификация, оффлайн вместо онлайна, культура сверхрезультата, интеллектуальный досуг. Почему, как и зачем будут развивать сотрудников в 2020 году

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

Летом минувшего года Amazon объявила о готовности потратить на обучение сотрудников до 2025 года $700 млн. Эта сумма не является беспрецедентной: многие корпоративные университеты ранее обходились их инициаторам в суммы от миллиарда и выше. Тем не менее философия инвестиций, обозначенная Amazon, как раз фиксирует один из ключевых факторов сферы развития специалистов в корпорациях. «Цель не в том, чтобы создать карьерную лестницу от рабочего до гендиректора, — объяснила смысл новых образовательных программ вице-президент Amazon по развитию сотрудников Ардин Уильямс. — Мы хотим предоставить сотрудникам все возможности для горизонтального развития через всестороннее развитие и усиление навыков».

Развивающая среда — атрибут сильного работодателя

Развитие становится конкурентным преимуществом бренда работодателя и абсолютным императивом для компаний, желающих удержать таланты. Согласно недавнему опросу HeadHunter, обучение за счет работодателя является вторым по значимости (после денег) фактором мотивации для соискателей при поиске работы. Обучение сотрудников — процесс обоюдовыгодный: сотрудникам он обеспечивает инструменты, необходимые для достижения успеха в организации, организации дает сотрудников, способных выполнять текущие задачи и при этом лояльных. На рынке получить готовых сотрудников все сложнее: согласно исследованию SHRM Skills Gap 2019, 75% специалистов по персоналу говорят, что у кандидатов не хватает навыков для вакансий, на которые они претендуют. Развитие сотрудников дешевле, чем поиск и адаптация новых.

Развитие метанавыков как приоритетных в условиях автоматизации

В 2020 году на фоне автоматизации и внедрения искусственного интеллекта особенно востребованы на рынке окажутся исключительные человеческие «скиллы» — творческий потенциал, эмоциональный интеллект, сторителлинг. В прошлом году выражение soft skills стало почти buzzword, а деление компетенций на мягкие и жесткие лишилось всякого смысла, особенно когда речь идет о руководителях и лидерах проектных команд. Коммуникативные навыки, эмпатия, аргументация, гибкость, командная работа — это уже гигиенические факторы для каждого менеджера, и развитие этих навыков не менее важно, чем повышение профессиональной квалификации. Ошибочно думать, что эти навыки являются врожденными: их можно и нужно развивать, причем делать это системно и непрерывно.

Всемирный экономический форум The World Economic Forum составил список из десяти навыков, которые станут важнейшими в 2020 году: комплексное решение проблем, критическое мышление, творчество, управление людьми, умение координировать с другими, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений, сервисная ориентация, переговоры, когнитивная гибкость.

Онлайн менее эффективен

Пузырь на рынке онлайн-образования продолжает расти, но постепенно приходит осознание того, насколько менее эффективен онлайн. 52% приобретателей онлайн-курсов даже не открывают их. Для развития лидерского потенциала команды онлайн подходит меньше всего, поскольку не развивает ключевые компетенции эффективного менеджера: коммуникативные навыки, гибкость мышления, командную работу, адаптивность и эмпатию. Более того, онлайн-формат не решает одну из важных задач процесса корпоративного обучения — укрепление кросс-функционального взаимодействия в компании.

Формирование культуры сверхрезультата

Культура обучения является основой корпоративной культуры, из нее вырастают все другие стратегии и программы. Формирование среды, позволяющей сотрудникам постоянно искать, делиться и применять новые знания, невероятно повышает как индивидуальную, так и общую эффективность. Осознанная ставка на развитие корпоративной культуры и образования отличает самые передовые компании, занимающие верхние строчки в мировых рейтингах эффективности.

Осознанные инвестиции

С одной стороны, вложения в образование возрастают: в России, как и во всем мире, крупные компании каждый год увеличивают затраты на обучение сотрудников. С другой стороны, когда обучение становится системным, комплексным и социальным процессом, принимаемым каждым человеком, по сравнению с набором курсов инвестиции становятся с измеримым ROI. Непрерывное образование, построенное с учетом бизнес-целей и диагностированных компетенций для достижения этих целей, удешевляет его стоимость и повышает эффективность вложений.

Интеллектуальный досуг

Обучение не должно быть связано только с профессиональными обязанностями, этого мало. Важная функция развития команды — в том числе укрепление кросс-функционального взаимодействия. Просветительский лекторий — один из самых эффективных форматов, поскольку обеспечивает людям интеллектуальный досуг, возможность получать интересную информацию, не связанную с работой, и формировать общность интересов и тем для обсуждения друг с другом, укреплять эмоциональные связи.

Геймификация обучающего процесса

Процесс игрофикации давно вышел за пределы индустрии развлечений, доказав свою состоятельность в образовательных и даже научных процессах. Так, в 2011 году с помощью сетевой игры Foldit была расшифрована структура кристалла вируса, вызывающего СПИД у обезьян, — игроки решили задачу за три недели, до того ученые бились над ней 15 лет. Игры, в отличие от большинства других форм трансляции культуры, обладают важной характеристикой, отражающей одну из ключевых ценностей современного общества: они подразумевают активное участие и приглашают к сотворчеству.

О том, что происходит на рынке корпоративного образования в России, читайте в исследовании «Теорий и практик».

Узнать больше про решения T&P для вашей компании и заказать бесплатную консультацию