Единичные срывы возможны у каждого: важность проекта, кризис или давление со стороны вышестоящего руководства могут вызвать неуместную реакцию. Однако если подобное поведение — уже система, то перед вами абьюзер, а вы и ваши коллеги подвергаетесь психологическому насилию.

Собрали несколько анонимных историй о моральном давлении со стороны руководства, о взращивании в сотруднике комплекса вины и нарушении этики равноценными коллегами, об откровенной травле со стороны руководства и личной мести. И заодно подкрепили советами психологов для людей, оказавшихся в подобных ситуациях.

История 1. Правильное место работы

Герой: девушка, 30 лет, Москва, работала в логистической компании

Я пришла на работу мечты моего отца: красивый офис, работа с немецкими партнерами, хороший оклад — именно так он описывал мне то, к чему нужно стремиться. Поэтому, когда мне поступило предложение от работодателя, я хотя и сомневалась, но все же приняла его, чтобы оправдать ожидания семьи.

Первые месяцы мой руководитель вел себя эксцентрично, но в рамках дозволенного. В офисе нормой были долгие совещания, часто наедине: он рассказывал истории из жизни и обижался, если кто-то напоминал, что нужно возвращаться к работе. Но коллектив был маленьким, и постепенно границы начали размываться: в ход пошло все, от шуток за обедом и восхваления моих достоинств до рассказа о моем плохом образовании и утверждений, что мой расчет по проекту разоряет компанию. На работу нельзя было опаздывать, но задерживали нас регулярно, причем ради все тех же бесполезных разговоров. Экраны мониторов записывались, а по контексту мы поняли, что нас еще и прослушивают: начальник приходил на работу к обеду и был в курсе всего, что прозвучало в его отсутствие.

Когда этот человек узнал, что я выхожу замуж, случился скандал: он опасался, что я уйду в декрет. Уже тогда я понимала, что границы нарушены полностью, но за несколько лет подобного отношения моя самооценка снизилась. Мои показатели упали до нуля, я саботировала дедлайны, а плакать дома вечерами стало нормой.

Я была уверена, что никуда не смогу устроиться и здесь меня терпят, так как привыкли

Как-то раз один из проектов был на грани срыва, мы подводили партнеров, нам выставили штраф. Начальник позвонил мне и стал кричать о том, что он сделает с нашей коллегой из другого агентства за ее упрямство. Там было все: призыв к насилию, унижение женщины, мат, угрозы жизни. Я положила трубку и пошла писать заявление об увольнении.

Важно, что меня очень поддержала вся моя семья. Я не работала год, приобрела другую профессию и теперь реализую себя в любимой сфере. На текущей работе у меня постоянный страх, что меня обманывают, я не сближаюсь с коллективом, а с руководством максимально формальна. Мне кажется, что ту историю я не пережила до сих пор.

Елена Григорьева, психотерапевт, создатель сайта stop-abuse:

Важно различать нарушение трудового законодательства или закона и абьюз. Следить за людьми — незаконно, но полученные сведения агрессор может использовать для психологического давления на жертву. Самым ярким примером психологического абьюза в этой истории является, на мой взгляд, «раскачивание» жертвы: неадекватное поведение изменило восприятие нормального и ненормального. В итоге девушка оставалась под руководством человека довольно долго, принимая и абьюз, и откровенное нарушение прав.

История 2. «Вы не можете меня подвести»

Герой: девушка, 31 год, Москва, работала директором по маркетингу

Пожалуй, каждый из нас может вспомнить моменты психологического насилия от начальника. Они в нашей голове очень традиционны: кричит, оскорбляет или звонит в четыре утра. У меня, особенно в начале карьеры, были разные начальники, и в четыре утра мне тоже звонили. Но уже много лет я находилась в противоположной ситуации — когда я привожу ее в пример, то часто слышу в ответ: «Чем ты возмущаешься? Это же здорово!»

Мой руководитель (СЕО) в каждой своей коммуникации (в том числе и в каждом сообщении) возлагал на меня большие надежды. Именно так, каждое сообщение заканчивалось фразами «Это очень важно для меня», «Я возлагаю надежды на вас», «Вы не можете меня подвести», а когда что-то шло не так, следовала эмоциональная реакция: «Я очень разочарован, не подведите меня».

И вот когда ты 24/7 находишься в режиме «не подведите меня», уровень реального давления ощущается значительно сильнее, чем когда тебе звонят раз в месяц в четыре утра. Ты уже не можешь вечером спокойно почитать книгу или на выходных посмотреть сериал. Ты физически ощущаешь — «подвожу».

Работаешь беспрерывно, а когда не работаешь, мучаешься угрызениями совести

В коллективе главным комплексом стала неловкость сотрудника за то, что все работают в выходные, а он нет. На первых этапах я была объективно эффективна, но такая манера общения привела к ощущению, что что-то идет не так. Не было ни сил для работы, ни мотивации. Я осознала проблему в полной мере, только когда закончила работать в проекте.

Манипуляция — скрытый психологический прием, с помощью которого можно заставить человека выполнить нужные действия вопреки его воле и интересам.

Любая манипуляция всегда нацелена на три базовых мотиватора человека: инстинкты, систему убеждений и жизненный опыт. Объекту манипуляции могут польстить, напугать, вызвать в нем чувства жалости и зависти, чтобы к чему-то побудить. Если в системе убеждений человека есть честолюбие и развитое чувство ответственности, манипулятор будет давить именно на них.

История 3. Бей своих!

Герой: девушка, 24 года, Москва, работала менеджером по работе с клиентами

Я всегда отличалась бойкостью и не давала руководству себя в обиду; если что-то не нравилось — уходила. Но вот на этом месте работы врасплох меня застало то, что руководство оказалось отличным, а вот коллега — психологическим абьюзером. Несмотря на то что мы были в равнозначных позициях, она позиционировала себя как мой руководитель. Позже я узнала, что из-за нее из компании ушли восемь человек.

Она постоянно меняла задачи и требования, «переобувалась в воздухе», позволяла себе оскорбления и переход на личности, доводила людей до панических атак, писала ночью и в рабочее время в угрожающей манере. Нормой было перекинуть свои задачи на меня и потом открещиваться от ответственности — и это была общая манера поведения, я не была единственной, с кем она себя так вела.

Мои попытки дать отпор вызывали истерику и упреки

Однажды всего этого мне хватило с лихвой и я уволилась, после чего нашла новое место работы с прекрасным коллективом, но с невысоким окладом — но мне это было не так важно, на новую работу я шла для восстановления душевного равновесия и сил.

Благодаря печальному опыту впредь я пообещала себе собирать отзывы о психологическом климате в компании, прежде чем соглашаться на место. Ведь когда я попыталась понять причины происходящего, оказалось, что до меня подобных ситуаций была масса. Не скрою: я написала гневный отзыв о работодателе, поскольку хочу, чтобы все узнали о проблеме. Ведь они ничего не делают с этой сотрудницей и предпочитают искать новых людей вместо того, чтобы заменить агрессора.

Две основные причины агрессии со стороны коллег — это компенсация личных комплексов и агрессия для устранения конкуренции.

В отличие от агрессии со стороны руководителя, с абьюзером-коллегой справиться легче: нужно регулярно напоминать ему о том, что указания и комментарии по работе вы можете получать только от руководителя.

История 4. «Мы были так близки, что решили вместе работать»

Герой: девушка, 26 лет, Москва, работала продюсером

Я работала со своим близким другом, который на эту работу меня и пригласил. Технически он был моим руководителем, но так как это был телевизионный проект, границы были обозначены не так четко, как в корпорациях. Мы были близкими друзьями, но затем случилась ссора, после которой отношение ко мне на работе радикально изменилось.

Коллега мог опоздать на встречу на три часа и в ответ на мое замечание криком («Ты тут никто!») поставить меня на место. Он мог унизить перед коллективом, переложить свою вину на меня, а затем, наоборот, внезапно вести себя со мной очень корректно и хорошо. То есть эмоциональные качели тоже были.

Я была единственной, с кем он так обращался, и я пыталась дать отпор

Сначала — через главного продюсера проекта, потом предупреждала напрямую, что если такое поведение продолжится, я уйду. В такие моменты коллега резко менялся и становился добрым, понимающим, другом, но к утру все могло вернуться обратно к абьюзу. Ситуация длилась почти полгода, в какой-то момент я впала в депрессивное состояние и не выходила из дома месяц.

Финальным аккордом стало его предложение понизить меня, урезав оклад, хотя оснований для этого не было. В тот момент я просто встала и ушла навсегда. Да, на следующий день мы с ним встретились, даже проговорили много часов: он извинялся, объяснял, что произошло, обещал пойти к психотерапевту, но меня это уже не касалось.

После ухода я почти год нигде не работала на постоянной основе: чувствовала себя ужасно, самооценка была уничтожена. Мне казалось, что я не просто плохой сотрудник, но и плохой человек, ведь с хорошими людьми такого не происходит, с ними так не обращаются. Я думала, что заслужила это. Когда я вновь пришла на постоянную работу, я очень остро среагировала на коллектив. Более того, мне до сих пор кажется, что я так и не интегрировалась в него до конца, потому что я боюсь, что если начну с кем-то близко общаться, то попаду в подобную ситуацию снова.

Для того чтобы избежать стирания границ между дружбой и работой, сперва нужно научиться эти границы устанавливать. Вы можете быть друзьями или врагами вне работы, но при попадании в рабочую обстановку должна меняться сама манера поведения: держите определенную дистанцию, удерживайте себя от дружеских и личных тем, определите зоны: работа — для работы, а вот столовая, бар или прогулка по улице — для личного общения.

История 5. Когда казалось, что все нормально

Герой: девушка, 29 лет, Смоленск, работает учителем в школе

Я поняла только сейчас, что подвергаюсь психологическому абьюзу. Изучив вопрос, я осознала, что вот уже много лет работаю под руководством агрессора, а главное — воспринимаю такое поведение как норму. Стоит отметить, что я работаю в провинции, в нашем городе плохая обстановка на рынке труда, поэтому, если раньше у меня и возникало желание уволиться, я всегда боялась, что не смогу найти на замену работу по профессии.

В школе я работаю уже семь лет. С самого начала мои занятия регулярно посещала руководитель, после чего она разбирала каждое замечание при всем коллективе, нередко — при моих учениках. Затем мне добавили ставку, но до сих пор не оплачивают ее, а когда стало известно, что у меня есть образование экономиста, меня заставили заниматься закупками (с минимальной доплатой). Во всех сложных ситуациях с учениками виновата всегда я, никто даже не пытается разобраться в деталях. Регулярный крик и сетование на то, что теперь вузы не выпускают хороших учителей, — норма.

Первые годы я часто плакала даже на работе, теперь привыкла

Мне нужно осознать, что делать дальше, так как, признаюсь, я все еще не уверена, что подобное не повторится со мной и в будущем. При этом мне очень сложно оценить качество своей работы: коллеги подбадривают, сама я стараюсь быть хорошим педагогом, развиваюсь, езжу за свой счет на курсы, но начальство с первого дня внушает, что все плохо. Мне очень нравится работать с детьми, и я не хотела бы уходить даже из этой школы, ведь за эти годы было и много хорошего.

Елена Григорьева, психотерапевт, создатель сайта stop-abuse:

Здесь мы видим типичный случай состояния дереализации (приглушения восприятия). Героиня сразу из института попала в такую трудовую среду, и ее ориентиры сбиты: ей кажется, что это нормальные условия труда. По тому, что она перестала реагировать на агрессию слезами, можно увидеть выученную беспомощность. Меня волнует, что жертва говорит о нежелании сменить место работы. В таких случаях поможет только внешнее влияние со стороны психолога.

Если вы столкнулись с абьюзом на работе

Держите дистанцию

Перед тем как проявить агрессию, абьюзеры часто сближаются с жертвой, поэтому важно сохранять правильную дистанцию: не переходить на «ты», не раскрывать на работе подробности личной жизни. В разговоре ставить себя отдельно от проекта: «Я обещаю сделать…», «Я не смог…» — неправильно; «Мы/команда планируем сделать…», «В данной ситуации не получилось…» — правильно.

Помните о самоидентификации

Вы — не равно ваша работа. Абьюзеры обращаются к личным качествам жертвы, взращивают в ней комплекс неполноценности, часто раздувают недочеты до уровня проблемы. И главное — абьюзеры внушают, что плохи лично вы и поэтому проект или задача провалились/могут провалиться. Но работа — это совокупность факторов и людей, и вы лишь выполняете свой функционал. Не больше.

Сохраняйте спокойствие и оставайтесь хладнокровными

Выход из себя не только увеличивает вероятность открытой конфронтации, но также ставит вас в более уязвимое положение. Помните, что абьюзер подпитывается вашим дискомфортом и страданиями. Момент, когда он видит, что способен спровоцировать вас и вывести из себя, мотивирует его продолжать и усиливать давление. Самое безопасное — уйти, подышать воздухом, вдохнуть и выдохнуть, пока вы не успокоитесь. Затем возвращайтесь и ведите себя так, будто провокации не было.

Поговорите с обидчиком рационально и прямо, не теряя зрительного контакта

Если вы сможете вести беседу на глазах других сотрудников — еще лучше. Попросите обидчика прекратить неподобающее поведение и дайте понять, что вы не терпите подобного обращения. Удивительно, но абьюзеры редко получают отпор — и на этом строится их агрессия. Даже если агрессор будет утверждать, что все в порядке и вы неверно его поняли, два или три публичных отпора заметно охладят его пыл.

Не стесняйтесь указывать на ошибочность атак абьюзера

Чаще всего словесные оскорбления относятся к личным качествам или оценке вашего профессионализма. Если затрагивается ваша личная жизнь, прямо укажите, что вы на работе и не намерены обсуждать личное. Если речь идет о профессионализме, то слова агрессора можно парировать следующими фразами: «Это неверно», «Это несправедливая оценка», «Вы говорите о конкретной ситуации? Давайте обсудим детально». Смелость ответить на атаку — это также отличный способ установить границы и показать обидчику (и другим сотрудникам), что вы серьезно относитесь к разделению вашей личной и профессиональной жизни.