Как определить эксперта внутри компании? Зачем выстраивать ему личный бренд и как это поможет бизнесу? Что нужно учитывать в процессе проектирования образовательных продуктов? На эти и другие вопросы ответили специалисты Центра корпоративного обучения и развития T&Р и K-AMPUS.

Александра Жирновская

Директор Центра корпоративного обучения и развития T&Р

Зиба Джафарова

Руководитель Методического центра K-AMPUS by T&Р

На что способны ваши внутренние эксперты?

Сотрудники — это ценнейший капитал, а не ресурс, как было принято говорить ранее. Внутренние эксперты помогут вам достигать большего, не привлекая кого-то извне.

Зачем нужны внутренние эксперты?
  • Устойчивость бизнеса: в период спада в компании должны быть эксперты, которые помогут вернуться к прежнему состоянию, на этих людях и будет строиться компания далее

  • Трансляция ценностей и культуры

  • Развитие команды: эксперты являются лидерами внутри компании и заряжают других сотрудников

  • Повышение собственной ценности: ваша компания будет гордиться экспертами

  • Повышение узнаваемости компании

Форматы взаимодействия с экспертами

Один из популярных форматов — Brown Bag Lunch. Например, во время обеденного перерыва или в неформальной обстановке руководители собирают группы людей и рассказывают о чем-то в относительно свободной форме, после чего начинаются обсуждения. Другой вариант — это Pecha Kucha. Формат подразумевает быстрые презентации, буквально 20 секунд на каждый слайд. Далее дается ограниченное количество минут на обсуждение. Это помогает быстро структурировать мысли и донести самое важное. Почти все перечисленные выше форматы успешно переносятся в онлайн.

Каких экспертов можно встретить в вашей компании?

Инфлюенсер

Ему важно влиять на кого-то, он строит личный бренд, любит также выступления и вне команды. Как правило, это яркий человек, который презентует компанию во внешнем мире.

Нетворкер

Эти люди особенно любят работать в команде, нетворкер призывает к чему-то, имеет навыки фасилитатора, его задача — делиться опытом в формате групповых встреч.

Скрытый талант

Люди, которые постоянно откуда-то черпают энергию. Они проявляют себя ярко как на работе, так и в других сферах жизни. Очень часто у них есть свои проекты, необычные хобби и увлечения. Им всегда есть что рассказать другим.

Мотиватор

Они могут зажечь команду, найти для каждого нужные слова и направить. Мотиваторы имеют дар убеждения, красиво разговаривают, оказывают сильное эмоциональное воздействие.

Наставник

Люди, которые объясняют сложные вещи простыми словами. У них есть способность понимать разные аудитории и доносить до них информацию в наиболее подходящем формате.

Наблюдатель

У него есть аналитические способности, он не рвется выступать первым, зато сразу видит пробелы и указывает, как их заполнить. Он не готов работать вне компании, зато является сильным контрибьютором внутри нее.

Как мотивировать экспертов делиться собственными знаниями? Это кажется простым, однако и здесь много сложностей, далеко не каждый может согласиться, поэтому необходимо стимулировать сотрудника. Например, помимо денежных вознаграждений стимулами могут быть:

  • Улучшение кросс-функциональной коммуникации

  • Создание авторского курса

  • Построение личного бренда

  • Социальный лифт

  • Новый статус

  • Пиар внутри компании

  • Дополнительное обучение

При этом не стоит забывать, что вы сами должны выполнять роль мотиватора для эксперта, а также быть консультантом, который готов направить и помочь. Эксперту понадобится ваша эмоциональная поддержка.

Курс-инструкция с практическими шагами для корпоративных экспертов. Курс создан методической командой K-AMPUS для компаний, которые хотят делать качественное обучение с помощью внутренних экспертов, получая максимальную пользу для бизнеса. Оставить заявку на курс и скачать бесплатный чек-лист с рекомендациями по работе с внутренними экспертами.

Жизненный цикл управления знаниями

  • Определение потребности в знаниях

  • Определение источников знаний

  • Создание знаний

  • Формализация знаний

  • Сохранение и структуризация знаний

  • Распространение и использование знаний

  • Коррекция содержания и практики использования знаний

Мы работаем с явными и неявными знаниями. Второе — это часть накопленного опыта, личных наблюдений. Это можно использовать для нахождения суперсилы эксперта. Никому не интересна доступная информация. Аудитории нужны решения здесь и сейчас, уникальные факты, лайфхаки. Есть две крайности — опыт победы и провала.

Опыт провала — когда эксперт на своем карьерном пути испытывал отчаяние и страх? Что позволило ему стать тем, кто он есть? Чему он научился и какие выводы сделал?

Опыт победы — это не просто успешный проект, а случай, когда эксперт прыгнул выше головы и сделал что-то невозможное.

Далее нужно поработать с барьерами, причем с обеих сторон, и ответить на несколько вопросов:

  • Что может помешать участникам освоить информацию?

  • Что может помочь участникам освоить информацию от эксперта?

  • Что может помешать эксперту транслировать свои знания?

  • Что может помочь эксперту транслировать свои знания?

Во время подготовки с экспертом нужно в первую очередь быть честным и сразу говорить о том, сколько времени и ресурсов уйдет на это занятие. Допустим, вы решили провести двухчасовое занятие. А сколько дней, недель уйдет на подготовку? Как долго эксперт будет восстанавливаться после выступления? Если он не уверен в чем-либо, не готов к вашему предложению — придумайте другой формат, который будет удобен для эксперта.

Как проектировать занятия?

Что может помешать перейти из точки А в точку Б?

У нас есть образ будущего, но на пути к реализации у нас будут преграды. Где может быть пробел?

  • Информация

  • Навыки

  • Мотивация

  • Привычки

  • Внешние условия

  • Коммуникация

Чаще всего проблемы лежат не в навыках, а в коммуникации. Далеко не все способны взаимодействовать с аудиторией и доносить до нее необходимую информацию, давать обратную связь.

Сформулировать образовательную цель

У образовательной цели должна быть конкретная формулировка, которую можно впоследствии разделить на части. Мы двигаемся в точку Б, где наш сотрудник умеет что-то, совершает конкретные действия. «Что-то знать» — это не цель, знания должны быть применимы.

Точка Б — это про применение. Сформулируйте основное действие, которое слушатель сможет совершить после обучения

Например, руководитель должен хорошо управлять командой. Но эта формулировка ничего не дает и не позволяет спроектировать программу. Как ее можно изменить?

Руководитель сможет развивать команду

Начинающий руководитель умеет мотивировать свою команду

Руководитель умеет давать обратную связь

Однако это не предел: можно еще изменить эту формулировку — добавить метод, способы, которые зависят уже от условий компании

Каскадировать цель

Расписываем шаги и соответствующие им навыки и знания, делаем проверку через фильтр ограничений (особенности ЦА, преподавателя, аудитории), после фильтра получаем тематический план.

Выбираем форматы

Лекции, public-talk, воркшоп, мастерская, дебаты, мозговой штурм, деловая игра — и не только. Иногда хочется использовать все и сразу, однако лучше выбрать несколько главных методик, которые будут соответствовать цели обучения.

Составление сценариев занятия

Информируем о целях, сверяемся с участниками — так ли они это представляют? В противном случае процесс обучения будет сложным и непонятным обеим сторонам, а результат не будет достигнут.

Курс-инструкция с практическими шагами для корпоративных экспертов. Курс создан методической командой K-AMPUS для компаний, которые хотят делать качественное обучение с помощью внутренних экспертов, получая максимальную пользу для бизнеса. Оставить заявку на курс и скачать бесплатный чек-лист с рекомендациями по работе с внутренними экспертами.

Основные события учебного занятия по Ганье

Основные события учебного занятия по Ганье

Основные события учебного занятия по Ганье

  1. Привлечение прежнего опыта

  2. Трансляция нового материала

  3. Помощь с усвоением материала

  4. Практика

  5. Обратная связь — любое действие должно иметь комментарий, это позволит избежать ошибок

  6. Оценка относительно целей — мы возвращаемся к поставленным изначально целям и сверяемся с ними

  7. Сохранение и перенос знаний — эта часть легко реализуется с внутренними экспертами

Мы должны помнить, что вне зависимости от формата и цели есть ограниченный ресурс внимания. Нам нужно чередовать блоки в занятии, в среднем каждый должен быть около 15 минут. Например, добавлять интерактив — совместное обучение, брейнштормы, которые способны взбодрить аудиторию.

Завершение обучения

После завершения самого процесса обучения должно быть пройдено несколько этапов:

  • Подведение итогов

  • Рефлексия

  • Обратная связь

Обратная связь необходима от вас как от руководителя процесса. Подумайте, какой вклад эксперт внес в систему, что нового он сделал, оправдал ли он ожидания. Если вы проигнорируете этот этап, эксперт может быть демотивирован. Этот конструктивный диалог позволит выйти на новый уровень и улучшить систему обучения.