Если вы хотите быстро узнать все самое важное о психологии, то лучше Сэнди Мэнн вам никто не расскажет. Как устроен и работает мозг? Как работает восприятие и как устроена память? Что такое оговорки по Фрейду и почему возникают фантомные боли? Кто и когда провел важнейшие психологические эксперименты, давшие нам новые знания о поведении человека? Каковы самые распространенные психические расстройства и как их лечат? Ответы на эти вопросы, а также практические навыки о том, как ослабить боль, расстаться с вредными привычками, похудеть и даже улучшить мыслительные навыки вы получите в книге «Взлом психологии: Все психологические теории в одной книге».

Взлом психологии: Все психологические теории в одной книге

Сэнди Мэнн
Издательство Альпина Паблишер, 2020

Психология использует научные исследования для уточнения знаний и более глубокого понимания человека.

В общих чертах процесс проведения психологического исследования включает формулировку вопроса, разработку методики исследования, сбор данных, анализ результатов, получение выводов и информирование сообщества психологов о результатах. Исследование всегда начинается с гипотезы или осторожного предположения о связи между двумя «переменными». Переменная — это элемент, который мы можем добавить или убрать, чтобы оценить его влияние на результат. Например, я могу выяснить, насколько похвала улучшает поведение моего сына; здесь в роли переменной будет выступать похвала, а гипотеза будет выглядеть примерно так: «Похвала улучшает его поведение». Затем это предположение, основанное или на предыдущих исследованиях, или на других логических рассуждениях, следует проверить. Существует три основных способа проверить предположение: с помощью экспериментов, корреляционных исследований и методов наблюдения.

Почему психология — это наука

Цель науки — давать заслуживающие доверия объяснения феноменов, опираясь на доказательства, или создавать теории. Психологи делают выводы о человеческом поведении, наблюдая, оценивая и тестируя его с помощью строгой научной методологии. Методы должны быть воспроизводимыми и иметь определенные характеристики, позволяющие контролировать посторонние «примеси», которые в противном случае посчитают результатами исследования. То есть психолог должен быть в достаточной степени уверен, что его выводы следуют из предполагаемой причины, а не из других факторов. Тогда психологи, ведущие терапию, смогут опираться на эти выводы.

Эксперименты

Сформированную гипотезу исследователю нужно проверить с помощью эксперимента. Эксперимент — это проверка предполагаемых отношений между переменными. Эксперименты бывают очень сложными, со множеством переменных, или довольно простыми, изучающими причинно-следственную связь. Даже простой эксперимент состоит из различных элементов и должен иметь контрольную группу (группу, не подвергаемую эксперименту, с которой проводится сравнение).

Иногда психологические эксперименты проводят с&...

Иногда психологические эксперименты проводят с применением оборудования и технологий, чтобы увидеть, что происходит в мозге при определенных условиях.

После того как данные простого эксперимента собраны, исследователи выясняют, является ли разница между контрольной и экспериментальной группой статистически значимой (или она возникла случайно). Статистическая значимость устанавливается с помощью статистических тестов, которые оценивают вероятность случайного возникновения результатов; если эта вероятность достаточно низка, то считается, что они возникли в результате вмешательства, а не случайно, то есть статистически значимы.

Двойное слепое исследование

Во время двойного слепого исследования ни участники, ни экспериментаторы не знают, кто какое лечение получает. Это позволяет избежать предвзятости, которую могут допустить или экспериментатор, или участники. (Вне условий двойного слепого исследования экспериментатор может случайно создать «эффект ожидания наблюдателя», относясь к одной из групп по-другому или нечаянно подавая определенные сигналы, поскольку он знает, какое лечение они получают. Аналогично участники могут непреднамеренно демонстрировать «требуемые характеристики», если догадаются — или узнают — о цели эксперимента, подсознательно изменив поведение, чтобы оправдать ожидания исследователя.)

Корреляционные исследования

Не все психологические исследования базируются на экспериментах. В качестве альтернативы для поиска отношений между переменными могут применяться корреляционные методы. Например, если мы захотим изучить соотношение между возрастом ребенка и его ростом, то обнаружим, что по мере роста одной переменной вторая тоже будет расти. Однако такие корреляционные методы не подойдут для взрослых.

Методы наблюдения

Исследователи не пытаются повлиять на происходящее или изменить его, они просто наблюдают. Весь смысл методов наблюдения заключается в том, что исследователь никоим образом не вмешивается в ход событий. Этот подход может быть полезен, когда манипулировать переменной неэтично (например, если мы хотим оценить агрессию у детей, то будем наблюдать за ними, а не делать что-либо, что повысит их агрессию) или когда необходимо минимизировать «требуемые характеристики» (когда участники, намеренно или нет, демонстрируют исследователю то, что, как они думают, он ищет).

Однако здесь может возникнуть проблема «эффекта ожидания наблюдателя», когда исследователь непреднамеренно видит и фиксирует то, что ожидает обнаружить

Кроме того, люди реагируют по-другому, когда знают, что за ними наблюдают, — эту проблему иногда удается преодолеть, не сообщая участникам о наблюдении, например если исследователь сам участвует в деятельности, которую изучает.

Исследования путем наблюдений могут в значительной степени нарушать личные границы, а скрытое наблюдение вызывает этические вопросы. Если за участниками наблюдают в обычных обстоятельствах (например, когда они ждут автобуса), где за ними может наблюдать любой, разрешение обычно не требуется. В других обстоятельствах, если получение разрешения делает исследование недействительным, так как ведет к предвзятости, его можно получить постфактум.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.