Результат дистанционного обучения зависит не только от качества выбранного вами курса и уровня профессиональности преподавателя, но и от самоконтроля студента. Необходимо заранее организовать свое время, пространство и правильно распределить финансы. Т&Р вместе с сервисом онлайн-образования «Яндекс.Практикум» рассказывают, как совместить работу, учебу, личную жизнь и отдых, сделать процесс обучения комфортнее с помощью онлайн-инструментов и найти дополнительные источники мотивации.

Чек-лист подготовки к онлайн-обучению можно скачать здесь.

Определите, сколько часов в неделю вам необходимо для обучения и решите, в какие дни вы будете этим заниматься, соотнеся с другими задачами.

Первым делом обозначьте в своем календаре время вашей основной занятости. Можно использовать как ежедневник, так и онлайн-сервисы, например, «Яндекс.Календарь», «SetMore», «Calendry». Далее зафиксируйте регулярные занятия и видеозвонки с преподавателями. Они не должны пересекаться с вашей основной занятостью. Проверьте, какие временные периоды остались свободными и выделите часы для самостоятельного изучения материала. Не ставьте задачи друг за другом — между ними должны быть перерывы не менее 15 минут, их необходимо обозначить в органайзере. Согласно данным нескольких исследований, на одну задачу необходимо тратить 52 минуты и затем делать перерыв на 17 минут.

Рекомендуем распределить время на обучение равномерно и не перегружать себя. Лучше ежедневно заниматься по часу, чем сразу потратить на обучение 8 часов.

Часы наибольшей продуктивности — вопрос индивидуальный. Согласно данным опроса HeadHunter, большинство работников утверждает, что с 9.00 до 12.00 им проще сосредоточиться, «голова работает лучше». Ваш prime time может быть и вечером — определить это можно самостоятельно. Например, попробуйте учить новые иностранные слова или решать математические задачи в период с 9 до 12 и с 16 до 19 в течение недели и фиксируйте результат — в какое время вам удалось достигнуть его, когда это было затруднительно и в каком случае это не получилось вовсе (в календаре это можно отмечать разными цветами, например, зеленый, желтый, красный соответственно). Проследите общую тенденцию и определите наиболее частые «зеленые» часы вашей продуктивности.

Однако если пик вашей умственной активности приходится на основную занятость, перед занятием обязательно сделайте перерыв не менее 30 минут. В этот период старайтесь не использовать цифровые устройства, так как они увеличивают когнитивную нагрузку и не позволяют вам настроиться. Лучше всего выбрать тихое место, где вас никто не станет тревожить, и по возможности расслабить тело или же наоборот выполнить физические упражнения в зависимости от вашего состояния.

Определите, в какие дни вы не сможете обучаться совсем. Если собираетесь в отпуск, обязательно соотнесите его с расписанием сдачи проектов, если они предусмотрены.

Отдых, как и работу и обучение, необходимо запланировать. Обозначьте в своем календаре — в какие дни вы отдыхаете. Проверьте, чтобы отпуск не совпадал с экзаменами и защитой проектов, если они предусмотрены в вашей образовательной программе. Автор книги «24/6: рецепт здоровой и счастливой жизни» Мэтью Слит работал сутками в скорой помощи, анализировал периоды активности людей разных профессий. Он рекомендует выделить на полноценный отдых как минимум один день в неделю. В это время необходимо полностью абстрагироваться от основных обязанностей.

Если вы оплачиваете курс ежемесячно, заранее выделите бюджет на обучение и отложите необходимую сумму.

Заранее отложите необходимую для всего обучения сумму (или большую ее часть от 70%), чтобы в случае непредвиденных трат у вас была финансовая подушка для оплаты. Распределите свои ежемесячные расходы по категориям (жилье, питание, транспорт, здоровье), расставьте их по приоритетам и обязательно внесите пункт «обучение», старайтесь не превышать максимально допустимой суммы ежемесячных трат. Для создания финансовой подушки необходимо откладывать 10–15% ежемесячного дохода.

K-AMPUS  — это набор методических инструментов для построения индивидуальных планов развития каждого члена команды. Помогает запустить развитие по собственному пути, пройти обучение по рекомендации руководителя или получить план по итогам диагностики, встроенной в платформу. Полный цикл администрирования обучения от заявки до обратной связи.

Выберите традиционные инструменты для обучения (тетради, ежедневники) или же цифровые — таск-менеджеры, майнд мэп, борд. Их можно комбинировать.

Определите, как вам удобнее обрабатывать информацию. Одним удобнее все записывать вручную, используя яркие маркеры и стикеры. Однако на это требуется больше времени. Другие предпочитают использовать специальные цифровые доски для записи материалов. Например, Miro, WhiteBoard, Conceptboard. Цифровые инструменты автоматизированы и позволяют вам сэкономить время и энергетические ресурсы.

Решите, в каком месте вам комфортнее заниматься, и организуйте его: уберите лишнее и оставьте только необходимые для обучения инструменты. Не забывайте, что в этой точке должно быть надежное интернет-соединение.

На вашем рабочем месте не должно быть никаких отвлекающих факторов и лишних предметов. Если же у вас нет возможности заниматься в отдельной комнате, организуйте свой рабочий уголок. Будьте минималистом — оставьте только нужные вам предметы (например, ноутбук, зарядку, наушники и письменные принадлежности). Заниматься на диване никто не запрещает, но, скорее всего, вы расслабитесь и не сможете концентрироваться. Поэтому рекомендуем отделять место для обучения от зоны отдыха.

Заранее договоритесь с семьей, друзьями, близкими людьми о том, в какое время вы будете находиться в ограниченном доступе.

Это необходимо для того, чтобы уменьшить отвлекающие факторы, а также избежать возможных недопониманий из-за пропущенных звонков и сообщений. Во время видеоконференции с преподавателем потребуется ваша максимальная вовлеченность для участия в дискуссиях, поэтому посторонние разговоры не позволят полноценно усвоить материал. Как правило, для того, чтобы снова сконцентрироваться, человеку требуется не менее 20 минут с момента его отвлечения.

Для более интересного и мотивированного обучения найдите единомышленников, которые имеют схожие цели.

Если у вас появится возможность обсудить с кем-то пройденный материал, ошибки, помочь друг другу или даже устроить челлендж для дополнительной мотивации — обучение станет активнее. В некоторых дистанционных программах предусмотрено взаимодействие студентов. Например, в Яндекс.Практикум наставник и участники курса общаются в чатах и устраивают видеоконференции. Однако если у вас нет такой возможности, найдите единомышленника самостоятельно на форуме или в профильной группе в социальной сети, пройдите обучение вместе с другом.

Фиксация результатов необходима для обучения. Решите, как, помимо тестирований в рамках курса, вы будете отслеживать свой прогресс.

Во время выбора программы вы ставите себе определенные глобальные цели. Их нужно разбить на микроцели, достижение которых нужно постоянно фиксировать. В рамках выбранного курса скорее всего предусмотрены тесты для проверки ваших знаний. Но вы можете отследить результат и иначе: например, можно периодически заполнять таблицу KWL — разделите лист на три столбца: what we know, what we want to know, what we learned. Так вы сможете увидеть, какие этапы уже пройдены и какие пробелы еще следует заполнить.

Для полного погружения в выбранную вами сферу необходимо постоянно расширять кругозор и искать дополнительную информацию.

Сделайте дополнительное обучение своим досугом. Необязательно все конспектировать и смотреть лекции. Например, если вы изучаете английский язык, посмотрите любимый сериал с субтитрами или послушайте радио в дороге. Дизайнер интерфейсов в свободное время может найти интересные кейсы крупных компаний и проанализировать их.