В современном мире образовательный контент перестал быть привилегией единиц — сегодня практически каждый может найти информацию по любому вопросу и научиться чему угодно, не покидая собственного дома. Важное отличие образования XXI века и особенно 2020 года — это обучение онлайн. Мировым флагманом среди образовательных онлайн-платформ уже долгие годы остается проект Coursera. 8–10 декабря Джефф Маджионкальда, CEO Coursera, примет участие в EdCrunch on Demand, крупнейшей в Европе конференции по новым технологиям в образовании. В преддверии этого события, которое объединяет учителей, педагогов, представителей образования, а также инвесторов, предпринимателей, студентов и многих других, Надя Макова, CEO T&P, поговорила с Джеффом о мотивации к учебе у взрослых, бесполезности высшего образования, ценности бесплатного контента и самых востребованных навыках современности.

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

Джефф Маджионкальд

Генеральный директор Coursera

— Мой первый вопрос будет, логично, о вашем образовании. Расскажите кратко о том образовательном пути, который вы выбрали, и который привел вас к роли CEO Coursera.

— Я вырос в Соединенных Штатах, ходил в обычную государственную школу. Мне всегда нравилось учиться, все вокруг вызывало у меня любопытство, всегда любил узнавать новое. В среднюю школу я пошел в Сан-Франциско, а затем поступил в Стэнфорд. Мне всегда нравился английский язык, я обожал декламировать разные опусы, любил выступать, писать, увлекался графическим дизайном. Обучение в Стэнфорде — это очень дорого, и мой отец был категоричен: если я планирую получать степень по английскому, он не собирается за это платить, мне полагалось выбрать нечто более серьезное и практичное.

Я не хотел отказываться от английского, поэтому мне пришлось взять две специальности: английская филология и количественная экономика. Я прошел ряд блоков по математике и несколько по информатике, много работал с базами данных. В Стэнфордскую бизнес-школу я вернулся после рождения второй дочери, и еще до того, как я ее окончил, меня попросили стать case writer для Энди Гроува, который в то время был генеральным директором Intel. Позже я стал первым сотрудником в компании одного из профессоров Стэнфордского университета, лауреата Нобелевской премии по экономике, Билла Шарпа. Он создал нечто, называемое моделью ценообразования активов и коэффициентом Шарпа, о котором многие из ваших читателей могут знать.

— Какой образовательный опыт был для вас самым значимым, оставил наибольшее впечатление?

— В моей предыдущей компании, Financial Engines, где я был генеральным директором в течение 18 лет, был крайне напряженный период — мы пробовали огромное количество самых разных идей, и большинство из них не срабатывало. Нам пришлось продолжать искать варианты ровно до тех пор, пока, наконец, у нас не получилось — мы выпустили компанию на биржу, достигли успеха, и я смог позволить себе взять долгий отпуск и немного отдохнуть.

Отпуск на два с половиной года, во время которого мы с женой путешествовали по миру. Поскольку я всегда хотел изучать музыку — не просто научиться играть на инструменте, но понять структуру музыки — я изучил теорию музыки, научился игре на пианино и начал писать музыку сам. Путешествуя по миру, я изучал локальные музыкальные инструменты, тональности и то, как разные культуры создают свою музыку. Я начал изучать птиц и то, как они поют, начал записывать их и сочинять музыку на основе их пения. Мне было так весело и интересно! Это, наверное, и стало моим самым захватывающим и значимым образовательным опытом.

— Звучит потрясающе. Но если вернуться к фундаментальным основам: в наши дни многие выражают мнение, что высшее образование находится в упадке, что практичнее пройти несколько коротких курсов и продолжить обучение на практике, «в полях». Вы согласны с этим, верите в бесполезность высшего образования?

— У меня три дочери: двадцати трех, двадцати шести и двадцати девяти лет, и чтобы искренне ответить на ваш вопрос, я должен вам сказать, какой ответ я дал бы им. В отношении образовательного пути у нас в семье было строгое правило: ты обязан закончить среднюю школу. При этом совсем не обязательно получать одни лишь отличные отметки, но принципиально важно приложить максимум усилий и получить максимум от этого периода. То есть обязательной была лишь средняя школа, но, признаюсь, мы хотели, чтобы все наши дочери поступили в колледж — это казалось само собой разумеющимся. Если бы кто-то из моих детей сказал: «Я не хочу идти в колледж», я бы спросил, «Ты уверена? Ты действительно в этом уверена? Может быть, надо подумать дважды?»

Если вы посмотрите на карьерные вершины, на тех, кто управляет государствами и корпорациями, кто зарабатывает, достигает успеха и получает доступ к многим вещам, недоступным большинству, — почти у всех этих людей есть высшее образование

И поэтому я считаю, что люди, которые сами учились в хорошем колледже, немного лукавят, говоря другим, что для успеха совсем не нужно поступать в высшее учебное заведение. Если вы поступаете в колледж, вы заведомо получаете больше возможностей, вы узнаете много нового, получаете социальный капитал и подтверждение, степень, в которой будет указано, что вы не только закончили учебу, но уже прошли все отборы. Зачисление в вуз — это сигнал о том, что вы были достаточно хороши, чтобы вас приняли, и поэтому я советовал своим детям поступать в колледж и считаю это важным. Я верю, что можно построить хорошую карьеру и добиться многого и без института, но если вы все же получите высшее образование, сделать это будет намного проще.

— Но ведь такой подход отличается от того, что вы создаете на Coursera, не так ли?

— Мы хотим создать справедливую систему, в которой вам не нужно поступать в колледж, чтобы добиться успеха. Вы можете получать отраслевые онлайн-сертификаты, не имея высшего образования, учиться полностью онлайн и иметь возможность делать это, даже не имея опыта в нужной области. Вы можете получить сертификат IT-поддержки от Google, вы можете получить сертификат аналитика кибербезопасности от IBM, маркетолога в социальных сетях от Facebook — все это роли начального уровня, которые становятся доступны людям, не имеющим высшего образования и опыта работы, но при этом они могут полностью освоить нужные навыки онлайн. Все большее количество людей будут получать большее количество возможностей и без колледжа. Но, на мой взгляд, для большинства людей поступление в университет — это по-прежнему хорошая идея.

— На вашей платформе огромное количество полезного и ценного контента. Для неподготовленного человека, пожалуй, его даже слишком много — очень сложно сориентироваться. Можете ли вы дать какие-то советы по навигации? Как выбрать правильный курс? Как узнать, что подходит именно мне?

— В Соединенных Штатах работает программа под названием Teach for America, и у них есть поговорка, которая гласит: «Не ждите, что ребенок научится чему-либо, пока он не скажет две вещи: «Я хочу» и «Я могу»». Что касается «я могу» — доступ к образовательному контенту уже давно перестал быть проблемой, и это супер. В отношении «Я хочу» и «Я знаю, как развивать навыки, чтобы достичь чего-то важного для меня» — есть над чем работать.

Как мы пытаемся помочь людям, когда они говорят: «Я не знаю, чему учиться»? У нас есть много алгоритмов, которые даже с наименьшим объемом данных позволяют угадывать, что может вас заинтересовать. И на основе того, что вы кликаете, что выбираете, система делает подборку. Что касается общеразвивающих курсов — выбирайте то, что вам действительно по душе, что доставляет вам удовольствие.

Один из наших самых популярных курсов — «Наука о благополучии». Он учит тому, как делать выбор, который сделает вас счастливым: все дело в мозге, в том, как он работает, и в том, какое место в нем занимает счастье

Не знаю, продвинет ли этот курс вашу карьеру, хотя скорее всего да, потому что вы станете счастливее, будете чувствовать себя увереннее и сможете работать лучше. Что касается профессиональных курсов, здесь все просто: определите свою текущую профессию или ту профессию, которую вы хотели бы иметь, введите ее в поиск, выясните, какие навыки вам нужны, а затем — начните искать курсы по этим навыкам. И, конечно, имеет смысл посмотреть на качество контента.

— А как проверить качество до того, как ты начнешь проходить курс?

— Важные особенности платформы Coursera — весь контент поступает к нам от уважаемых отраслевых партнеров. Например, мы сотрудничаем с Высшей школой экономики, у нас 14 партнеров из России — 10 университетов и четыре корпорации. Мы работаем с этими учреждениями, они создают контент, и это действительно помогает учащимся сделать выбор — они думают, что если материал от Вышки, то это качественный контент. Если он от Яндекса — это хороший контент. Если он из Йельского университета — это тоже хороший контент.

Второй важный момент — это отзывы учащихся, обзоры и рейтинги, они очень важны. На странице каждого курса мы показываем, сколько других людей уже его прошли, и если вы видите курс, который изучили четыреста тысяч человек, и при этом он высоко оценен, вероятно, это хороший курс.

— Вы упомянули осознание «Я хочу» как ключевой момент для старта обучения… И все же есть люди, которые чувствуют себя в жизни стабильно — у них есть работа, которую они любят, и они на самом деле не особо ищут нового опыта. Как эти люди принимают философию обучения в течение всей жизни? Как вы мотивируете себя двигаться вперед, когда все в порядке?

— Это важное замечание. Самый простой способ — взглянуть на мотивацию к обучению с двух сторон, мотивации познания и мотивации карьерного роста. Мотивация к познанию — у тех, кому просто нравится сам процесс обучения и узнавания нового. У них был успешный опыт обучения.

— Счастливчики!

— Верно, счастливчики. Люди, у которых был хороший опыт — это часто люди из полных семей с родителями с высшим образованием, у них была хорошая школа, внимание, качественная поддержка в период трудностей, хорошие наставники. В итоге они получили очень благоприятный образовательный опыт и любовь к обучению как процессу. Но есть и другие, и таких большинство, у которых этих преимуществ не было, зато у них был плохой или недостаточно гладкий опыт. Им кажется, что школа — не место для них, что они не талантливы, не способны учиться, что у них плохо получается. Есть много причин, по которым у одних людей мотивация к обучению выше, а у других — ниже.

Дальше мы переходим к мотивации карьеры, которая существенно изменилась в связи с последними событиями — людям, которые чувствовали себя стабильно в карьере на всю жизнь, которые были в комфорте, сейчас стало очень не по себе. Переживания масштабируются. Коронавирус уничтожил множество рабочих мест, технологии автоматизируют многие рутинные процессы, молодые люди приходят на рынок труда с прогрессивными навыками, которых нет у многих людей в возрасте. Они видят это молодое поколение и понимают: «Я не знаю, как это сделать, и если я ничего об этом не узнаю, я могу потерять свою работу».

Мир быстро меняется, для все большего количества людей мотивация к карьере становится основной — они осознают, что, если они не начнут учиться, их карьера не продвинется вперед или вообще завершится

Я думаю, если бы у большинства зрелых людей была возможность понять, как на самом деле легко начать делать что-то, что кажется сложным или пугающим, они бы сказали: «А ведь я могу это сделать! Надо просто решиться на первый шаг». Ведь это все равно, что сесть на диету или пойти в спортзал. Главное, что вам нужно — набраться уверенности, выработать привычку и не замахиваться сразу на слишком многое, иначе вы просто лишитесь мотивации. Делайте все постепенно, шаг за шагом.

— Какие навыки необходимо развивать в 2020 году как детям, так и взрослым?

— Детям надо развивать любопытство, родители должны поощрять в них любовь к экспериментам, готовность рисковать. Не надо оценивать детей, критиковать и говорить, что они что-то делают неправильно. Дайте волю детскому воображению! Пусть пробуют и учатся через игру. Детям нужно быть любопытными. Им нужно экспериментировать. Им нужно претерпеть неудачу. Им нужно ошибаться. Им нужно взаимодействовать в игре.

Что касается взрослых — есть смысл изучить базовые языки программирования, такие как JavaScript и Python, а также базовую статистику. Статистика — основа data science, а сейчас почти в каждой роли есть задачи, связанные с данными, с их изучением. Я думаю, что свободное владение данными и технологиями можно сравнить с владением такими навыками, как чтение, письмо или базовая математика. Вдобавок к этому я бы назвал системное мышление, критическое мышление, коммуникативные и презентационные навыки. Все это тоже очень важно.

— Три книги, которые должен, на ваш взгляд, прочитать каждый человек?

«Вселенная. Происхождение жизни, смысл нашего существования и огромный космос» — книга, написанная квантовым физиком, о том, как все взаимосвязано. Вторая — «Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ» — о том, как производство продуктов питания и сельское хозяйство привели к созданию общества, которое привело к развитию технологий, что, в свою очередь, привело к своего рода национальному доминированию одних регионов над другими. Дальше, «Эгоистичный ген» — изучение эволюционной биологии я в принципе считаю очень важным. А что касается художественной литературы, советую роман Джонатана Франзена «Поправки» — он о том, как по мере своего жизненного путешествия вы можете измениться и сломать нездоровые стереотипы, чтобы жить более любящей и счастливой жизнью.

— Спасибо за ваше время и эту насыщенную беседу.