Пассажирские воздушные шары, или аэростаты, интересны с точки зрения физики тем, что они, по сути, оказываются легче воздуха. Принцип его действия основан на законе Архимеда. Т&Р объясняют, почему и как пассажирские воздушные шары взлетают.

Что наполняет воздушный шар

Современные воздушные шары называют аэростатами или монгольфьерами — в честь братьев Монгольфье, которые в 1783 году совершили первый полет на воздушном судне этого типа. Принцип полета прост: внутри оболочки находится воздух, его температура выше, чем температура окружающего воздуха. Поскольку плотность теплого воздуха ниже, он по закону Архимеда стремится вверх под действием выталкивающей силы.

Первый воздушный шар запустили братья Монгольфье, он весил 140 кг, поднялся на высоту более 1,5 км и пролетел 2,5 км

Основная причина, почему воздушный шар летает, в том, что заполняющий его газ оказывается легче воздуха и имеет меньшую плотность. И если таким газом наполняется шар, то он поднимается до тех пор, пока вес оставшейся части шара (корзина, грузы, тросы) будет меньше, чем вес вытесняемого воздуха.

Сила Архимеда (выталкивающая сила) действует в жидкостях (например, воде), и в газах. Из-за того, что плотность воздуха (1,29 кг/м³) меньше воды (1000 кг/м³), выталкивающая сила незначительна. Иными словами, сила тяжести оказывается сильнее выталкивающей силы воздуха, поэтому предметы не так легко «вытолкнуть».

Когда средняя плотность тела понижается (при неизменной массе и большем объеме), на него больше действует выталкивающая сила. Таким образом, когда шар заполняют газом (например, водородом, гелием), который легче воздуха, эта выталкивающая сила поднимает его вверх.

Сам шар должен быть огромным, чтобы в нем содержалось большее количество легкого газа, так как сама по себе выталкивающая сила воздуха невелика. Горячий воздух имеет меньшую плотность, чем холодный, и он также поднимается вверх. Горячий воздух, в отличие от, например, гелия, безопасен. Его легко можно обеспечить газовыми горелками, которые установлены под отверстием в нижней части шара. Без нагрева шары будут постепенно опускаться.

Как взлетает шар

  1. Воздушный шар лежит на боку. Воздух начинает нагреваться с помощью горелок.

  2. Воздух внутри оболочки нагревается и раздувается.

  3. Горячий воздух находится на самом верху и опускается вдоль стенок.

  4. Холодный воздух выталкивается через горловину шара, вес самой оболочки уменьшается, и шар поднимается.

  5. Уменьшая и увеличивая температуру, пилоты регулируют высоту.

  6. Воздушный шар начинает снижаться, когда заполняющий его воздух охлаждается.

  7. Для быстрой посадки пилоты могут выпустить горячий воздух через отверстие в верхней части.