Большинство из нас используют социальные платформы по несколько раз в день, и это стало настолько привычным делом, что часто мы даже не осознаем, что можно и чего нельзя делать в отношении интернет-этикета. Изначально социальные сети были просто еще одним способом наладить отношения с людьми, проявляя уважение, готовность помочь, заинтересованность и искренность. Но применяются ли к интернет-пространству те же здравый смысл и вежливое поведение, или здесь есть свои особенности? Как разговаривать с людьми и вести себя на разных платформах? Есть ли разница между личным общением с человеком и деловым общением с ним же, или все дело в банальной воспитанности? Приводим несколько простых правил для общения и взаимодействия в интернете, которые помогут чувствовать себя более комфортно как вам, так и вашей аудитории.

С одной стороны, кажется, что правила, приведенные ниже, могут полностью устареть менее чем за год. С другой стороны, кажется, что они вневременны. В связи с тем, что интернет и социальные сети меняются крайне быстро, трудно сказать, как будет работать онлайн-диалог в ближайшие годы. Но одно остается неизменным: люди любят, когда к ним относятся с уважением, заботой и вниманием — в интернете или где-нибудь еще.

13 вещей, которые следует помнить при общении в интернете

Ваши комментарии с вами навсегда

Любые ваши комментарии, репосты, лайки, антипатии, гневные тирады, картинки и хэштеги, к лучшему или худшему, но остаются в интернете (и с вами) навсегда. Поскольку социальные сети кажутся местом, где можно быть самим собой и говорить что-то неожиданное, люди часто озвучивают здесь то, что они обычно не говорят публично. Но если вообще все ваши учетные записи не являются закрытыми, то все, что вы говорите, определенно станет публичным. Удаление постов и комментариев далеко не всегда решает проблему, поэтому в случае сомнений, если вы не хотите, чтобы что-то в итоге сыграло против вас, не говорите об этом в интернете.

Помните о цели своего обращения

Если вы обнаружите, что у вашего любимого интернет-персонажа есть личный аккаунт и общедоступный бизнес-профиль, через что лучше всего обращаться по поводу работы? Верно, через бизнес-профиль. Многие думают, что в интернете можно эффективно связаться с кем угодно через что угодно, но люди называют и определяют конкретные каналы для связи не просто так.

Далеко не все стоит воспринимать лично

Есть отдельная категория людей, которая воспринимает все происходящее в соцсетях чрезмерно остро: скажем, если кто-то отказался зафрендиться, они думают, что это повод для тайной войны. Но иногда дело не в вас, не в социальной платформе или каком-либо предполагаемом пренебрежении. Просто иногда люди могут пропустить ваш запрос или комментарий, потому что слишком заняты чем-то другим. В любом случае, если вы действительно чувствуете, что вами пренебрегли люди, которых вы хорошо знаете в реальной жизни, просто задайте им прямой вопрос вместо того, чтобы таить обиду.

Знайте меру

Пишете ли вы в Twitter, делитесь ли постами или видео в Facebook, постите ли смешные мемы в сториз своего Instagram, большинство людей не хотят видеть эти обновления (увы). Особенно если вы постите со скоростью 4 поста в час и больше, и так ежедневно. Кажется, что в своих соцсетях вы имеете право делать все что угодно — это так, но в этом случае не удивляйтесь, если не получаете достаточной реакции от аудитории на все свои посты. Вероятно, люди по ту сторону экрана уже дошли до момента, когда проще скрыть ваши обновления из своей ленты.

Учитывайте свой тон

Скромное или откровенное хвастовство, постоянные жалобы и бесконечные риторические вопросы способны утомить. Никто не ожидает, что вы все время будете счастливы, но вряд ли кто-то будет долго воспринимать непрекращающиеся потоки постов из разряда «пожалейте меня» как что-то настоящее, на что следует обратить внимание. Будьте реальным и постарайтесь, если можете, соблюдать баланс. Также учтите, что люди не всегда могут точно определить тон в интернете, и особенно сложно уловить сарказм — иногда из-за того, что ваши слова восприняли слишком буквально, может возникнуть масса проблем.

Подумайте, прежде чем отмечать других на фотографиях

Большинство людей хотят продемонстрировать свои удачные фото в интернете, но в эту категорию вряд ли относятся кадры с закрытыми глазами, открытым ртом или неудачной прической. Если у вас есть фотография с кем-то и вы хотите ее загрузить, не имея цели специально смутить человека, сперва спросите, не против ли он быть отмеченным. Большинство людей оценят предоставленную возможность не испортить свою репутацию и не выглядеть глупо. Также следует отметить, что личные фотографии (с вечеринки или из отпуска в бикини), вероятно, лучше не постить в ленту аккаунта, связанного с рабочими делами.

Ведите себя с другими так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам

Если вы хотите, чтобы люди относились к вам с доверием, доверяйте им сами. Если вы хотите, чтобы вам отвечали вежливо, будьте вежливы. Если вы хотите, чтобы люди оставляли содержательные комментарии, сделайте то же самое для них. В общем, будьте тем самым примером, которому вы хотите, чтобы подражали другие.

Не требуйте взаимности

Как бы вы ни хотели, чтобы некоторые из интересных вам людей подписались на ваш профиль или стали вашими интернет-друзьями, вы не можете этого требовать. Если вы отправили кому-то запрос в друзья, а человек его не принял, помните, что важно уважать частную жизнь других людей и, если они хотят сохранить конфиденциальность аккаунта по какой-либо причине, пусть будет так.

Голосовые сообщения

Кто-то считает, что за последние 5 лет человечество не придумало ничего хуже голосовых сообщений, кто-то считает их крайне удобными — и обе точки зрения имеют право на существование. Здесь главное, чтобы вы совпадали в своем мнении с человеком, с которым решили обменяться сообщением. Так что, прежде чем отправлять голосовое, спросите, как человек к ним относится, и установите своего рода правила общения: в каких случаях можно отправить голосовое сообщение, предполагает ли оно мгновенный ответ, можно ли надиктовать 15 минут разговора, или нужно обойтись 1–2 минутами? Что бы вы ни решили, все это нужно обсудить до, а не извиняться за голосовое сообщение каждый раз на первых секундах надиктовки.

Будьте сдержанны в хэштегах

Правильно использованные хэштеги могут придать посту шарма или сделать его более забавным. Очевидно, могут они пригодиться и для обнаружения вас другими людьми. Однако злоупотребление хэштегами — большая ошибка, которую делают многие люди. Если вы спамите свой пост слишком большим количеством хэштегов, вы в какой-то мере обесцениваете свой аккаунт и кажетесь человеком, чрезмерно жаждущим чужого внимания. Нужно ли вам это? Гораздо лучше использовать хэштеги со вкусом и выборочно.

Не нужно объявлять о том, что вы чистите список друзей

Помните посты, в которых написано что-то вроде «Если вы можете это прочитать, вы пережили чистку моего списка друзей»? Что вы чувствуете, когда это видите? Радость, что вас «верифицировали» как достойного друга, или скорее недоумение и где-то даже неловкость? Вы имеете полное право периодически очищать свой аккаунт от людей, с которыми ваши пути разошлись, но нет необходимости объявлять об этом ни до, ни после, чтобы никого обижать.

Не забывайте отвечать

Да, если вы очень занятой человек или ведете невероятно активную жизнь в социальных сетях, может быть невозможно ответить на каждый полученный вами комментарий. Но все же следует попробовать. Как и в реальной жизни, мы все хотим, чтобы нас увидели и подтвердили — в том числе и люди, написавшие комментарий, ведь они сделали это не просто так. Ваш ответ не обязательно должен быть подробным, можно просто сказать спасибо или написать лаконичное сообщение. В любом случае, когда кто-то выделил время на то, чтобы оставить вам комментарий, это должно быть оценено.

Поймите, что ваше чувство юмора не универсально

Если только вы не отправляете личное сообщение, все остальные ваши тексты в социальных сетях выходят далеко за рамки ваших друзей и членов семьи. И то, от чего можно посмеяться, сидя за обеденным столом, может не быть столь удачным в обстановке, где собираются люди разного происхождения. Это не значит, что вы не можете использовать в своих соцсетях юмор, — просто убедитесь, что он уместен.

Любой небрежный твит, комментарий или публикация в Facebook могут оттолкнуть ваших близких и даже поставить под угрозу вашу работу — привет коллегам, которые подписаны на вас в соцсетях. И хотя все более надежные настройки конфиденциальности могут помочь скрыть социальный след, сложно защитить себя от посторонних глаз полностью. Социальные сети обладают огромной силой, поэтому при взаимодействии с другими их пользователями важно соблюдать этикет. От отказа от интенсивной саморекламы до поддержания уважительного тона — большинство передовых практик представляют собой просто высокотехнологичную версию привычного этикета, которому мы стараемся следовать в реальной жизни. Но мир социальных сетей развивается намного быстрее, чем офлайн, поэтому важно думать о влиянии ваших слов, изображений и видео, прежде чем делиться ими с десятками, сотнями или тысячами ваших коллег и знакомых. Цифровой мир далеко не всегда быстро прощает ошибки.