Главная цель человека, ответственного за обучение взрослых (и тем более в рамках компании), заключается в том, чтобы сделать обучение максимально эффективным и увлекательным. Но как? Один из способов — понять, как работает ум вашего ученика. Когда мы говорим о корпоративном образовании, ученик — это взрослый специалист, со своим багажом знаний, навыков, опытом и, конечно же, особенностями обучения, которыми занимается наука андрагогика. Сделали адаптированный перевод статьи по теме, которая рассказывает о теории обучения взрослых и ее применении для улучшения L&DLearning and development (L&D) — термин, называющий функцию обучения и развития в компаниях..
Что такое теория обучения взрослых?
Теория обучения взрослых, андрагогика, разработанная Малкольмом Ноулзом в 1968 году, представляет собой концепцию, или исследование, того, как учатся взрослые и чем этот процесс отличается от обучения детей. Задача андрагогики — определить стили обучения, которые подходят взрослым больше всего.
С годами теория дополнялась и адаптировалась, и сейчас, по сути, содержит пять ключевых предположений о взрослых учениках и четыре основных принципа. Теория андрагогики хорошо применима для бизнеса, поскольку отлично работает для выполнения целей обычных учебных курсов, например развития soft skills.
5 ключевых предположений теории обучения взрослых Ноулза
Центральная часть теории обучения взрослых Ноулза основывается на пяти (иногда шести) предположениях — в каждом из них представлены общие способы, с помощью которых взрослые воспринимают обучение, и то, как они предпочитают учиться.
- Я-концепция
По мере взросления мы переходим от зависимости к независимости, что отражается на том, как мы предпочитаем учиться. Взрослый подход — это переход от обучения под руководством инструктора к более самостоятельному.
- Наличие опыта
Взрослые имеют большой фоновый опыт, из которого они регулярно черпают знания и рекомендации. При обучении этот опыт можно использовать для извлечения полезных уроков.
- Готовность учиться
Взрослые хотят или готовы учиться, когда для этого есть четкая причина, например необходимость роста и развития для получения лучших карьерных возможностей.
Эксклюзивное исследование сферы корпоративного обучения в России: тренды, практики, инструменты. Опыт 70 компаний совокупной командой 800 000 сотрудников. Скачать бесплатно прямо сейчас.
- Направленность обучения
Взрослые хотят, чтобы то, что они изучают, было применимо в повседневной жизни, а не было общим изучением предмета. Взрослые хотят получить практические навыки, которые помогут решать проблемы и лучше работать.
- Мотивация к обучению
В детстве мы учимся под воздействием внешних факторов, таких как родители и учителя. Однако, став взрослыми, мы хотим учиться по своим собственным причинам, например для прогресса в работе или повышения самооценки.
Учитывая, что способ обучения взрослых уникален, существует четыре основных принципа, которые помогают его улучшить:
Когда дело доходит до их обучения, взрослые обычно хотят участвовать в его планировании и проведении и поэтому должны это делать. Они хотят контролировать то, чему, когда и как они учатся.
Взрослые получают больше, если они могут использовать в процессе обучения прошлый опыт. То, что они знали ранее, добавляет больше контекста.
Запоминание фактов и информации — неправильный способ обучения взрослых. Чтобы наилучшим образом усвоить информацию, взрослым нужно решать проблемы и рассуждать.
Взрослые хотят знать «Как я теперь могу использовать эту информацию?», а значит, то, что они изучают, должно быть применимо в их жизни и реализовано немедленно.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/051/315/image/base_db4aeea71a.png)
Применение теории обучения взрослых к корпоративному обучению персонала
Как провайдер обучения может использовать андрагогику практически в рамках L&D? Вот несколько советов:
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/057/925/image/base_e24bcac138.jpg)
Проанализируйте существующую систему обучения с учетом теории
Многие методологии учебного дизайна, например ADDIE, имеют фазу анализа, на которой определяется все: от кто, что, когда и где до как. И первичный анализ — прекрасное время, чтобы подумать о том, как вы можете применить принципы андрагогики. На этом этапе вы должны оценить, как обучение проходило раньше и насколько оно уже соответствовало установленным рамкам взрослого учебного опыта. Также обязательно спросите себя, как вы можете спланировать практическое применение обучения, чтобы сотрудники видели его реальную ценность.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/057/926/image/base_3b7e27cb52.jpg)
Работайте совместно
Как упоминалось выше, взрослым нравится участвовать в каждом этапе обучения, поэтому вовлекайте их как можно больше. Например, прежде чем начать разрабатывать курсы для сотрудников, спросите их, чему они на самом деле хотят научиться и как они хотели бы это делать. Во время обучения поощряйте сотрудничество, высказывание мнений и обсуждение с другими учащимися и преподавателями. Затем, когда обучение будет завершено, попросите обратную связь по всем аспектам — от экзаменов до содержания курса и программного обеспечения, используемого во время обучения. Все вместе это обеспечит взрослым чувство участия на протяжении всего процесса.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/057/927/image/base_0e84925fe9.jpg)
Разрешите быть самостоятельными
В прошлом корпоративное обучение часто было обязательным мероприятием, проводимым в строго определенное время. Теперь, с такими технологиями, как LMS и LXP, вы можете создать гораздо более самостоятельную и независимую среду обучения для взрослых учащихся. Вы можете позволить им тренироваться, когда и где они хотят, предложить им выбор курсов, на которые они могут записаться, и позволить им самостоятельно устанавливать цели своего обучения.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/057/928/image/base_a8a1a8c20d.jpg)
Используйте реальные обучающие примеры
Согласно андрагогике, взрослые хотят знать, какую немедленную пользу принесет им тренинг и где они могут применить полученные знания как можно скорее. Поэтому при создании содержания курса добавьте в него как можно больше реальных примеров. Если вы обучаете тому, как пользоваться тем или иным продуктом, пошагово проведите человека по процессу, четко укажите, как и почему он будет его использовать, а затем используйте реальные кейсы.
![](https://storage.theoryandpractice.ru/tnp/uploads/image_block/000/057/929/image/base_9a95708682.jpg)
Позвольте взрослым разобраться
Поскольку взрослые предпочитают решать проблемы, а не просто получать факты, при создании учебного контента лучше не предоставлять им все необходимые ответы сразу. Почему бы вместо этого не проявить творческий подход и не создать курсы, которые заставят включить мышление и немного подумать? Вы можете сделать это несколькими простыми способами, например добавить симуляции, которые будут описывать конкретные и вероятные проблемы, а затем побудить учащихся использовать свои навыки для их решения.
Теория обучения взрослых имеет множество практических применений в рамках корпоративного обучения. Но, как всегда, ключ к хорошему учебному опыту — это эксперименты и проверка теорий. Так что возьмите те или иные части андрагогики, примените их к обучению своих сотрудников и посмотрите, как это улучшит опыт обучения.
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
Комментарии
Комментировать